Молодые предприниматели из Перми рассказали, почему решились открыть собственный бизнес, рассказали о сложностях ведения собственного дела и о перспективах на будущее.
Основательница магазина женской одежды «Balance» Мария Неволина рассказывает, что открыть собственный магазин ее побудил затянувшийся простой на основном месте работы. «Была возможность пройти обучение в Центре занятости населения по разным направлениям. Среди них оказался курс бизнес-планирования, на который я решилась пойти. Обучение проходило удаленно в РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ)», – говорит Мария. Именно во время учебы девушка задумалась над тем, чтобы открыть свое торговое предприятие в сфере моды. На протяжении последних пяти лет Мария Неволина работала менеджером в ритейле модной одежды. Опыт работы в европейской корпорации помог ей при создании собственного магазина. Мария признается, что столкнулась с массой нюансов, например, с поиском надежных контрагентов для поставки товаров, особенно сложно было с партнерами из-за рубежа.
Подруга и бывшая коллега Марии Лилия Лекомцева тоже стала жертвой ухода с российского рынка иностранных компаний. Она попала под сокращение, часть магазинов сети, в том числе и тот, в котором работала Лилия, были расформированы и закрыты. Как говорит девушка, на нее давило чувство, что так всегда и придется работать «на дядю», а хотелось профессиональной реализации. Перспективы она видела в создании собственного бренда. «Вещи – всегда в моей жизни, не только потому, что я работала в ритейле, но еще и потому, что чувствую в себе «инстинкт шопоголика», мне нужно что-то покупать, искать. И не всегда могла купить, что хотела. Решила научиться делать самостоятельно те вещи, которые я хочу носить сама, которые захотят носить другие люди», – делится Лилия. В результате она шьет, создав собственный бренд дизайнерской одежды «REN».
Приостановка деятельности компании стало тем фактором, который вынудил девушек искать альтернативные способы заработка.
«Ситуация в мире, жизнь вынудила задуматься о чем-то другом. Случился «переворот» не только вокруг, но и в голове. Пойти работать в другую компанию не было возможности, хорошие места уже заняты, а терять в знаниях и деньгах, соглашаясь на низкоквалифицированную работу, совсем не хотелось. Наверное, это стало толчком к тому, чтобы подумать о своем бизнесе, попробовать, узнать. Компетенции и опыт, полученные в работе на европейскую корпорацию, в этом плане нам очень помогли», – резюмируют молодые предпринимательницы.
Лилия и Мария работали в магазинах испанской компании Inditex (ее бренды – Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius и др.). После начала спецоперации в Украине в марте 2022 компания приостановила деятельность российского подразделения.
Задачи своим «детищам» предпринимательницы ставят амбициозные. В частности, основательница «Balance» также планирует развивать оффлайн-площадку, где будут выставляться молодые дизайнеры Перми.
«Я часто говорю, что я не просто дизайнер. Я предприниматель, который знает, как придумать, собрать и легко заработать с идеи», – рассказывает Екатерина Лучникова. У девушки собственное digital-агентство «Attribute», оказывающее услуги по оформлению и продвижению продукта на рынке, привлечению клиентов и оптимизации бизнес-процессов. Команда «Attribute» занимается созданием брендинга, разработкой сайтов и приложений, стилизацией съемок, организацией мероприятий.
В прошлом году Екатерина Лучникова выиграла грант от Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на развитие собственного дела. «Узнала я об этом случайно, пошла из любопытства. Все случилось так стремительно, что дух предпринимательства меня захватил», – рассказывает молодая предпринимательница.
Размышляя на тему бизнеса, Екатерина советует задавать себе вопросы, которые помогут раскрыть «философию» будущего проекта. «Мне есть, что нести в этот мир? Ощущаю ли я внутреннюю готовность столкнуться с новыми вызовами? Обладаю ли я достаточными знаниями и ресурсами, чтобы сделать MVP-продукт (Minimal Viable Product – прим. ред.)? Есть ли у меня наставник? Его бизнес успешно функционирует? Простейшая жизненная догма: не к чему учиться у того, чьи результаты вас не впечатляют. Я была и буду фанатом теоретического подхода: сначала изучить, а потом рваться в бой», – резюмирует молодая коммерсантка.
Среди клиентов агентства Екатерины – предприятия различных сфер, начиная от культурных проектов и заканчивая технологических стартапами, строительными компаниями.
В планах девушки на 2023 год – запись собственного подкаста и запуск онлайн-медиа про искусство.
«Идея родилась случайно – я увидела в социальной сети фотографии, как узнала позднее, формовых свечей в виде мужского и женского тел в интерьере и поразилась эстетичности фигурок, но что меня больше поразило, что это были свечи! Спустя некоторое время пришла мысль о том, что я могла бы и сама попробовать изготовить такую красоту», – рассказывает Юлия Долбова, открывшая собственный бизнес по производству веганских свечей. Особенности свечей бренда «JULIE'S & Co.» в том, что они сделаны не только ручным способом, но и без использования продуктов животного происхождения, исключительно из натурального соевого воска.
«Мне захотелось сломать стереотип о том, что свечи – это дешевый парафиновый продукт, который вреден для человека, хотелось донести до людей, что зажигание свечей не должно отражаться на здоровье, что свечи не просто могут, а должны быть полностью натуральны и безопасны», – говорит предпринимательница.
Первое время свечи собственного производства Юлия продавала через социальные сети. Сегодня ее продукт также представлен в небольшой лавке творческих товаров «Чердакк».
«Я поняла, что предпринимательство – это мое, мне нравится искать поставщиков материалов, делать различные подсчеты, придумывать идеи и т д, а еще, самое главное, кажется, будто перед тобой необъятное количество возможностей, выбирай, что хочешь. Одним словом, я бы назвала это свободой!», – размышляет Юлия в разговоре с Business Class.
Юлия Долбова зарегистрирована в качестве самозанятого. В 2022 году в России количество зарегистрированных плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) составило 6,562 млн. Это в 1,7 раза, или на 2,7 млн больше, чем на конец 2021 года (3,862 млн), сообщают данные Федеральной налоговой службы. Такой налоговый режим удобен для тех, кто производит свой продукт в малых объемах или оказывает услуги, и не требует для реализация предпринимательской деятельности регистрироваться в качестве ИП.
Юлия прошла курс лекций от госкорпорации «МСП». Лекции затрагивали тему выхода предпринимателей с небольшим производством на площадки маркетплейсов. Преподавателем курса был бизнесмен, имеющий за спиной достаточный опыт ведения предпринимательской деятельности. По словам девушки, курс оказался очень полезным.
Отвечая на вопрос о перспективах, Юлия Долбова упоминает о нехватке клиентов. «Я постоянно занимаюсь их поиском», – говорит производительница свечей. В планах у Юлии – расширение географии и выход на новые площадки реализации продукции.
Анна Быкова, руководитель агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края:
Мы помогаем в обучении, составлении бизнес-плана. Наша задача заключается в том, чтобы привлечь этих ребят в дальнейшем для получения мер поддержки, для участия в конкурсе грантов, чтобы проектов из сферы производства стало больше. Все остальные меры нефинансовой поддержки доступны молодым предпринимателям так же, как и взрослым предпринимателям. В прошлом году по сравнению с 2021 годом объем предоставления финансовой и нефинансовой поддержки бизнесу в крае существенно вырос. Продвижение предпринимателей и их продукции в Интернете является приоритетным направлением в рамках нефинансовой поддержки бизнеса. Развитие онлайн-торговли – одно из ключевых направлений, которое определил губернатор в развитии экономики Пермского края.
Моя задача заключается в том, чтобы не предприниматели приходили с проблемами, а чтобы мы им проактивно предлагали все то, на что они имеют право претендовать. Независимо от стадии жизненного цикла бизнеса, мы стараемся предложить весь комплекс мер поддержки, чтобы дать возможности для дальнейшего роста, даже за пределами российского рынка, в частности через Центр поддержки экспорта.
Одна из проблем, с которой столкнулись начинающие предприниматели, – сложности с помещениями в Перми, отвечающими запросам бизнеса. Мария Неволина рассказывает, что очень мало площадей на первых линиях улиц, цены даже за скромный метраж очень высокие, далеко не каждый собственник готов идти на арендные каникулы в ходе ремонта. Поиск помещения занял несколько месяцев, сетует Мария.
Для полной реализации и роста бизнеса, по мнению Екатерины Лучниковой, не хватает международного сотрудничества. Особенности digital-сферы требуют инновационных решений, которые проблематично реализовывать без международного участия. Среди прочего основательница «Attribute» рассказывает о проблемах с программным обеспечением для дизайнеров. На фоне санкций российский рынок покинули многие лидеры сферы, в том числе сервис для графического дизайна из Австралии Canva и американская компания Adobe (программы Photoshop, Illustrator, Acrobat Reader и формат PDF), что осложнило работу отечественной digital-сферы.
Также предприниматели упомянули об отсутствии на уровне региона площадок, где молодые бизнесмены со всего Пермского края могли бы взаимодействовать, развивать партнёрские и дружеские связи. По словам собеседников Business Class, отсутствие сильного локального комьюнити негативно сказывается на развитии бизнеса. Значительная часть времени уходит на поиск профессионалов из различных сфер.
По мнению собеседников Business Class, существует и проблема с недостаточной информированностью о существующих мерах поддержки бизнеса.
Генеральный директор инвестиционной группы «Свободный капитал» Алексей Чернов в разговоре с Business Class считает, что участие государства в развитии малого предпринимательства и в целом бизнеса должно ограничиваться только созданием условий, способствующих развитию частных институций. По словам эксперта, государство не должно быть инвестором для малого бизнеса, потому что в таком случае теряется и становится зависимой от государства предпринимательская инициатива. Алексей Чернов подчеркивает, что вкладывать нужно в образование и поддерживать молодежь на креативном поприще, а не раздавать деньги на проекты, которые вряд ли смогут коммерциализироваться в будущем.
«В Пермском крае зарегистрировано порядка 97 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, не считая самозанятых, из которых 30% – это молодежь в возрасте до 35 лет с совершенно разными взглядами и отличимыми проектами, – рассказывает Анна Быкова, руководитель агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края, – с прошлого года очень активно на молодежное предпринимательство обратили внимание на федеральном и региональном уровнях. Можно сказать, что предпринимательская активность начинается с 14 лет, именно с этого возраста у подростка появляется возможность зарегистрироваться в качестве самозанятого. Сейчас это одна из самых развивающихся форм предпринимательской деятельности», – рассказывает Анна Быкова.
Г-жа Быкова говорит о дифференцированном подходе к поддержке. «Мы как органы власти и координаторы поддержки бизнеса должны предлагать разные меры. Если мы говорим про 14-17 лет, то это образовательные программы, акселерационные программы, одна из наших флагманских историй – это «BusinessKids». В прошлом году было проведено два потока. И мы охватили более двух тысяч детей из школ Пермского края. Больше 40 проектов вышло в финал. По итогам проектов ребята создали новые бизнесы, причем совершенно разные, начиная от организации праздников и заканчивая производством одежды для собак, полезных кормов для животных. Для самозанятых есть онлайн-акселератор «Сам себе занятый», где ребята могут понять, как им зарегистрироваться в качестве самозанятого, обучиться. Также есть финансовые меры, в части микрокредитования от 50 тыс. до 5 млн рублей для категории самозанятых по ставке 4-7% на срок до 3 лет через нашу микрофинансовую организацию», – объясняет эксперт.
Сейчас средний возраст предпринимателя в Пермском крае порядка 38 лет. Если в 2019 году наиболее активной среди молодежи была категория предпринимателей «от 24 до 29 лет», то сейчас возрастная группа немного сместилась – 18-24 года.
По словам г-жи Быковой, основные отрасли создания и развития бизнеса среди проектов молодежи, которые победили в конкурсе, – это услуги, на них приходится 50% всех бизнес-проектов. Затем следует торговля – 27%, а на производство заявлены 23% проектов. Говоря о конкретных проектах, руководитель Агентства выделяет компанию по производству биодобавок из чаги, грибов и ягод; столярный цех, который позволяет создавать мебель из остатков деревообрабатывающего комбината, а также глэмпинг на берегу реки Сылва. Молодежь активно идет в сферу туриндустрии, говорит Анна Быкова.
Для молодых предпринимателей доступно большое количество грантов по линии Фонда содействия инновациям, в том числе по конкурсу «Умник» и программы «Миллион на стартап» для студентов ВУЗов на развитие собственного технологического стартапа.
Вторая история – это креативная индустрия, например, индустрия моды. На традиционных Днях Пермского бизнеса планируется отдельная сессия по молодежному предпринимательству. «Видим большую перспективу в сфере креативных индустрий как возможности для реализации молодежи. Мы определяем приоритетными несколько видов деятельности, но понимаем, что такие виды деятельности как продюсирование, проекты на театральной сцене, в музыке тоже притягательны для молодежи, помогают изменить городские пространства. Создание бизнесов в сфере креативной индустрии способствует тому, чтобы молодежь оставалась в регионе. Наша задача – создать механизмы, чтобы ребятам было здесь интересно. Мы очень заинтересованы в развитии проектов не только в городе, но и во всем регионе», – делится Анна Быкова.
Г-жа Быкова соглашается, что проблема с информированностью предпринимателей по мерам поддержки действительно существует. По словам руководителя Агентства, она лично проводит лекции в университетах. В этому году одним из активных направлений является работа с университетскими технологическими платформами, с бизнес-инкубаторами в университетах. Также осуществляется полноценная информационная кампания о работе федеральной Платформы МСП.РФ, где предприниматель в онлайн-формате может узнать и получить все меры поддержки, реализуемые на федеральном и региональном уровнях. Платформа создана благодаря национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство» Федеральной корпорации по развитию малого и среднего бизнеса (Корпорация МСП) и Минэкономразвития.
Рассказывая о пространствах коммуникации между молодыми предпринимателями, госпожа Быкова упоминает о Форуме пермского бизнеса. В этом году мероприятие состоится 23-24 мая на площадке PermExpo, где пройдут не только мастер-классы, но и презентации проектов, где в режиме нон-стоп можно будет рассказывать о своих проектах, в том числе для потенциальных инвесторов.