В Перми состоялось заседание круглого стола, на котором представители органов власти и общественных организаций обсудили индексацию тарифа на проезд в общественном транспорте. Экономически обоснованный тариф, по расчетам городского департамента транспорта, составил 35 рублей. При этом в Перми разработано тарифное меню для владельцев гражданских проездных. Это позволяет оплачивать проезд со значительной выгодой. Власти подчеркивают: на сегодня тарифное меню в Перми – одно из самых выгодных в стране.
Круглый стол прошел под руководством первого заместителя главы администрации Перми Эдуарда Хайруллина. Участие в обсуждении приняли председатель Пермской городской Думы Дмитрий Малютин, представители мэрии Перми, депутаты краевого ЗС и гордумы, Контрольно-счетной палаты, а также Пермского краевого союза организации профсоюзов.
Участникам круглого стола был представлен расчет экономически обоснованной величины тарифа на проезд в общественном транспорте. В 2023 году себестоимость одной поездки с учетом расходов отрасли составила 35 рублей. Индексация относительно действующего тарифа – 6%, тогда как общий уровень инфляции за прошедший год достиг 12%. Планируется, что новый тариф начнет действовать не ранее 15 апреля.
Тариф рассчитывается как отношение расходов на работу транспорта ко всем совершенным пассажирами поездкам – оплаченным и неоплаченным. Есть две основные статьи расходов отрасли: стоимость транспортных средств – 27%, а также зарплаты водителей – 22%. Еще 11% расходов приходится на ремонт техники, столько же – на ГСМ и электроэнергию, 7% – на инфраструктуру трамваев. При сохранении кондукторов дополнительные расходы составили бы еще миллиард рублей, подсчитали в департаменте транспорта.
В связи с удорожанием стоимости одной поездки немного вырастут в цене и проездные. Цена на самый популярный из них – безлимит на месяц – увеличится с 1683 рублей до 1785 рублей.
«Тариф на разовую поездку в Перми не самый низкий, но и не самый высокий – в сравнении с другими городами мы находимся в «золотой середине». Но если сравнивать по стоимости безлимитных проездных на месяц – пермские цены одни из самых выгодных среди российских городов-миллионников. При этом проездной действует на всей сети – независимо от перевозчика или вида транспорта», – подчеркнули в департаменте транспорта.
Систему тарифного меню, разработанную в Перми, высоко оценивают и эксперты транспортной отрасли из других городов.
– Проездные – это хороший индикатор грамотного подхода к формированию тарифов. Каждый пассажир получает возможность подобрать наиболее выгодный для себя тариф, а не платить за каждую поездку полную цену. Мы считаем, что опыт Перми может стать примером для многих городов, которые только формируют свое тарифное меню. Кроме того, это позволяет эффективнее расходовать бюджет благодаря снижению затрат на обеспечение контроля оплаты. Если поездки пассажиров предоплачены – средства, затрачиваемые на контролеров и кондукторов, могут быть направлены на увеличение количества рейсов или строительство более качественной инфраструктуры, – отметили после ознакомления с пермскими наработками сотрудники управления транспорта и связи администрации городского округа Уфы (Республика Башкортостан).
С учетом льгот и скидок средняя цена поездки в Перми составила 26,5 рубля. Рекордным значением стала стоимость поездки в 4,9 рубля – пользователь совершал большое количество поездок на безлимитном проездном.
Депутат городской Думы Геннадий Сторожев обратил внимание, что общественный транспорт должен в первую очередь финансироваться за счет бюджета, а не средств горожан – для них транспорт должен быть доступен даже без проездных. Эдуард Хайруллин возразил: «Власти считают тему общественного транспорта социально значимой, именно поэтому отрасль ежегодно дотируется из бюджета. За счет этого как раз появляется возможность делать скидки обладателям проездных. Важно не забывать, что городской бюджет не может полностью финансировать только транспортную отрасль – мы вынуждены балансировать и распределять деньги по всем сферам».
Анна Баранова, депутат Законодательного Собрания Пермского края, обратила внимание, что проездными пользуются около 40% пассажиров. Она поинтересовалась, планируется ли для повышения востребованности внести изменения в их работу. Эдуард Хайруллин в ответ напомнил, что при составлении тарифного меню власти общались с активными пользователями общественного транспорта. По его мнению, пермские проездные уже получились достаточно комфортными. В то же время Дмитрий Малютин отметил, что важно продолжать рассказывать горожанам о преимуществах приобретения проездного и возможности тратить меньше денег.
Председатель Пермской городской Думы также подчеркнул, что на сегодня дотации в транспортную отрасль из бюджета Перми составляют 24%. «Индексация тарифа даст средства на обновление подвижного состава, открытие новых маршрутов, ремонт остановок», – пояснил он. Дмитрий Малютин напомнил, что, по оценке Контрольно-счетной палаты, работа с безбилетниками может еще больше пополнить бюджет. В связи с этим он предложил администрации разработать перечень мероприятий, направленных на повышение собираемости платы за проезд.
«Очень важно, чтобы наша транспортная отрасль продолжала развиваться. Сейчас положительная динамика есть, и, как следствие, снижаются убытки. В то же время растет вместе с тем инфляция, стоимость горючего, закупок и обслуживания техники», – заявил Дмитрий Малютин.
«Мы очень внимательно прорабатываем линейку проездных, постоянно совершенствуем маршрутную сеть, запускаем новые маршруты. Кроме того, есть дополнительные меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда для учеников начальных классов, а также льготных проездных для членов малоимущих многодетных семей. Городские власти применяют комплексный подход к модернизации общественного транспорта», – подытожил первый заместитель главы администрации Перми Эдуард Хайруллин.
В мэрии напомнили, что плановая индексация тарифа в 2022 году позволила развивать сеть городского транспорта и улучшить качество обслуживания пассажиров. В частности, были запущены новые маршруты, продлены существующие, организованы новые транспортные связи более чем между 10 микрорайонами.