В 2020 году в Перми началась масштабная транспортная реформа. В целом за три года глобальные преобразования завершились. Изменились и модель взаимодействия между властью и бизнесом, и сам рынок городских пассажирских перевозок.
В рамках реформы произошло укрупнение транспортных предприятий, рассказал начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин. «До ее начала у нас 43 юридических лица и индивидуальных предпринимателя занимались перевозками. На текущий момент их 18. Считаем, что это умеренное укрупнение. С одной стороны, нам удалось избежать ситуации, которая сложилась в некоторых городах, где остались один-два перевозчика, а рынок оказался монополизирован. С другой, брутто-контракты подразумевают работу относительно крупных предприятий, которые могут выполнять требования этих соглашений», – отметил он в ходе дискуссии «Участие малого и среднего предпринимательства в реализации национальных задач в транспортной сфере» в рамках съезда лидеров «ОПОРЫ РОССИИ (см. справку)».
Перевозчик Александр Стерлягов, сравнивая рынок Перми и других городов, привел в пример Санкт-Петербург – на пятимиллионный город там пять транспортных предприятий. «На фоне подобной ситуации у нас действительно не столь существенное укрупнение. Если же сопоставлять пермский рынок сейчас и раньше, то тенденция такова, что малого бизнеса становится меньше», – рассуждает предприниматель.
Директор пермского филиала ООО «Автомиг» Игорь Сасунов отмечает, что с уменьшением числа перевозчиков повышается управляемость отрасли. Он также подчеркнул, что крупные игроки имеют больший запас прочности, а это сказывается на надежности работы. Вместе с тем здесь важно «не перегибать палку». По оценкам собеседника, сокращение до трех-четырех компаний уже может вызвать проявление негативных эффектов, характерных для олигополии.
Перевозчик Александр Богданов соглашается, что в сложившейся тенденции есть плюсы для управленцев. «Но для тех предпринимателей, которые ушли с рынка, надо думать, это наоборот плохо», – добавляет он.
Руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин пояснил, что с точки зрения конкуренции важно не само по себе количество перевозчиков, а их доля на рынке. А говоря о числе предпринимателей нужно учитывать возможное вхождение в группу лиц, связанных между собой. Для оценки состояния конкуренции направляются запросы хозяйствующим субъектам, анализируются данные о выручке. В последнее время антимонопольный орган не делал анализа рынка пассажирских перевозок в Перми. Обычно такая работа проводится либо по заданию ФАС, либо в связи с рассмотрением конкретного антимонопольного дела. Такой необходимости не было.
Вся маршрутная сеть была разбита на 37 лотов, учитывая рекомендации антимонопольной службы. Они отличались по объему работы и необходимому количеству автобусов – от двух до пятидесяти. Требования к подвижному составу тоже дифференцированы: порядка 60% объема транспортной работы выставлено на торги с условием полного и практически одномоментного обновления (нужны были автобусы не старше года), еще 40% – с более мягкими условиями, предполагающими допуск существующего подвижного состава и поэтапное обновление.
Сейчас в качестве типовых требований к технике в Перми используются следующие: предельный срок эксплуатации семь лет, экологический класс «Евро-5». Все автобусы должны быть доступны для маломобильных граждан и иметь дополнительное оборудование (навигация, валидаторы, медиа-экраны, видеонаблюдение и т.д.). Необходимая доля газомоторной техники – 50%.
Брутто-контракты предполагают высокий уровень ответственности перевозчика за нарушения требований как к транспорту, так и к качеству работы (например, к соблюдению расписания). Ряд санкций «привязаны» к стоимости контракта. Чем выше цена, тем больше штраф.
Чтобы укрупненно показать распределение сил на рынке, Business Class провел собственные расчеты. Собрал информацию о контрактах, которые каждый из действующих перевозчиков выиграл на конкурсных процедурах, проводимых МКУ «Гортранс» с 2020 года по настоящее время. Сюда попали как контракты разной продолжительности – от нескольких месяцев до пяти лет, которые находятся как в процессе исполнения, так и завершены. Информация о закупках собрана с помощью сервиса проверки контрагентов «СБИС».
Лидером по стоимости выигранных контрактов оказалось ООО «Автомиг» – 8,3 млрд рублей. Все объемы работ в Перми компания получила на старте реформы в 2020 году. Далее следует ООО «Дизель», в портфеле которого имеются разные по длительности контракты. В 2020 году предприятие начало работу по трехлетним договорам, еще часть маршрутов долгое время обслуживало на основании коротких соглашений, а недавно «зашло» в пятилетние контракты. Замыкает тройку лидеров МУП «Пермгорэлектротранс». Муниципальный перевозчик с 2020 года получил объемы на 4,9 млрд рублей. С ООО «РТ Лайн» в 2020 году подписаны пятилетние соглашения на сумму порядка 4,3 млрд рублей. Среди индивидуальных предпринимателей самый значительный объем работы у Виктора Иванова – более 1 млрд рублей, близка к этой сумме и стоимость контракта с Алексеем Кирсановым. У семи юрлиц и ИП показатель варьируется в пределах от 600 до 850 млн рублей, у трех – от 200 до 350 млн рублей, у двух – менее 100 млн рублей.
Самые «свежие» контракты на обслуживание маршрутов в Перми начали действовать с 1 апреля 2023 года. Если сравнить действующий список перевозчиков с его версией, актуальной до 1 декабря 2022 года, недосчитаемся предпринимателей Сергея Аристова, Галины Окуловой и ООО «Авто-Тех». В последнее время они обслуживали по одному-два маршрута с небольшим объемом работы.
В марте 2023 года было ликвидировано некогда крупное некоммерческое партнерство «Автолидер», председателем которого являлся Александр Богданов. «Оно стало не нужно, из всех, кто в него входил, мы одни остались (ООО «Сити-бас» Александра Богданова и Владислава Якушева обслуживает маршруты 40 и 47 по контракту до ноября – прим. «bc»). А было в разное время пять-шесть человек. Создание некоммерческих партнерств было востребовано, когда в Перми работали порядка 80 и более перевозчиков. Скажем, на какое-нибудь совещание в администрацию шли не все предприниматели, а представители объединений, которым остальные доверили выражать свою позицию», – вспоминает Александр Богданов.
Год назад ликвидировано НП «Новый Авто-Альянс», в котором председателем был Александр Стерлягов. В июле 2022 года юридически прекратило существование НП «Единый союз перевозчиков». Возглавлявший его Михаил Ухватов не занимается пассажирскими перевозками в Перми с 2020 года.
Анатолий Путин рассказал о задачах, которые удалось решить в ходе транспортной реформы в Перми. Она проходила по нескольким направлениям: внедрение безналичной оплаты проезда и единых проездных документов, пересмотр маршрутной сети, обновление подвижного состава и переход на брутто-контракты. Эта модель предполагает, что выручку от продажи билетов перевозчик перечисляет в бюджет. Муниципалитет же платит подрядчикам за работу автобусов на маршрутах.
«На сегодня 70 автобусных маршрутов и девять трамвайных работают по брутто-контрактам, более 800 транспортных средств ежедневно выходят на линию. За прошлый год перевезено 205 млн пассажиров. Рост этого показателя помог нам выйти на плановые финансовые результаты (дотации отрасли из бюджета в 2022 году сократились до 1,4 млрд рублей – «bc»). Сейчас мы находимся в процесс настройки и отладки отдельных элементов транспортной системы», – отметил начальник департамента.
Брутто-контракты позволяют наиболее оптимально выстроить процесс управления отраслью, в том числе маршрутной сетью и тарифным меню. «Когда выручка остается у перевозчика, возникает дисбаланс между возможностями развития маршрутов с разной экономикой. Нынешняя модель позволила внедрить единые стандарты качества. Брутто-контракты исключают «гонки за пассажирами» на линии. Если сравнивать нынешнюю ситуацию с данными 2018-2019 годов, число ДТП по вине водителей общественного транспорта сократилось более чем в два раза, а общее количество происшествий с автобусами снизилось еще более существенно», – сообщил Анатолий Путин.
Еще один результат – «омоложение» подвижного состава. За 2019-2022 годы в Пермь поступили 677 новых автобусов (более 80% парка) и 24 трамвая. В том числе по программе в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» за три года получено 143 автобуса. Еще 85 автобусов были закуплены муниципалитетом с региональным софинансированием в размере 50%. Основная же часть самостоятельно приобреталась частными перевозчиками за счет того финансирования, которое было заложено в стоимость транспортной работы.
Рост популярности проездных билетов позволил отказаться от услуг кондукторов. Сейчас их нет в 85% транспорта в Перми. «Думаю, что в течение этого года мы полностью перейдем на бескондукторную систему», – сказал Анатолий Путин. По его словам, удалось переломить тенденцию увеличения числа безбилетных поездок.
Порядок формирования начальной максимальной цены контракта (НМЦК) на обслуживание маршрутов утвержден приказом Минтранса РФ. Перевозчики неоднократно обращали внимание, что при проведении конкурсных процедур НМЦК сначала считается в соответствии с нормативным актом, а затем уменьшается в соответствии с лимитами бюджетного финансирования. У заказчика перевозок свой взгляд на приказ Минтранса РФ. «Он ориентирован на то, что заказчик должен все 100% расходов подрядчика «вложить» в стоимость контракта. При этом перевозчик в рамках существующей поддержки может приобрести технику в лизинг со скидкой, и в расчете НМЦК это не учитывается. Нам кажется, что две эти позиции следует увязать между собой. Кроме того, нормативным актом априори предписывается использование нового подвижного состава, что сразу сказывается на цене. Она получается достаточно высокой. Но не всегда нужны именно новые автобусы, особенно если речь идет о коротких контрактах и, например, компенсационных маршрутах», – поделился Анатолий Путин.
Отметим, что новые автобусы в лизинг по субсидируемой ставке для работы в Перми получали «РТ Лайн», «Автомиг», ПКГУП «Автовокзал» и МУП «Пермгорэлектротранс».
В Перми ищут перевозчика для обслуживания двух автобусных маршрутовСдерживающим фактором начальник городского департамента транспорта назвал ограничение на изменение стоимости заключенного контракта. В соответствии с федеральным законом о госзакупках (44-ФЗ) цена может корректироваться в пределах 10%. По словам чиновника, иногда требуется более существенное увеличение. Например, для продления маршрута до вновь построенного микрорайона.
Анатолий Путин отметил, что в последнее время поднимается тема заработной палаты водителей. «Часто приходится слышать рассуждения о том, что зарплата не всегда платится «в белую». Изменение этой ситуации рассматривается как один из источников для увеличения финансирования отрасли. При этом забывают о том, что у нас нет возможности привязать транспортные предприятия к нашему городу в плане уплаты налогов. Мы можем работать с УФНС для того, чтобы зарплата в полном объеме оплачивалась официально. Но не гарантировано, что НДФЛ поступит в городской бюджет и может послужить источником для финансирования контрактов», – заявил Анатолий Путин.
Отметим, что по контрактам с МКУ «Гортранс» работают две компании с регистрацией за пределами Пермского края. Это ООО «Автомиг» (Подольск) и ООО «РТ-Лайн» (Москва). Оба предприятия имеют филиалы в Перми. Трудоустроенные в них сотрудники по закону должны платить НДФЛ в бюджет Перми.
Наконец, Анатолий Путин обратил внимание на еще один правовой аспект. Полномочия контролеров ограничены добровольным предоставлением документов для установления личности. «Это снижает эффект неотвратимости наказания. Здесь тоже можно рассмотреть вопрос о корректировке федеральных норм», – считает он.