Трафик, печать и сыпучие материалы. Рассказываем о пермских высокотехнологичных стартапах в B2B

Business Class рассказывает об успешных пермских стартапах, которые упрощают или совершенствуют промышленное производство, ускоряют передачу контента, делают безопаснее городскую среду.

Автор: Елена Воробьева

После ухода с российского рынка иностранных компаний и возникновения трудностей с логистикой кратно вырос спрос на отечественные технологии в связи с потребностью в импортозамещении. Это время стало отличной возможностью, в том числе и для пермских компаний, масштабировать продажи своих продуктов и предложить клиентам собственные инновационные решения.

ДИВЭЙВ

Резидент Сколково

В компании ДИВЭЙВ разработали D’Wave Metric — алгоритмы, основанные на технологии машинного зрения по изображениям с IP-камер, которые создают 3D-модель сыпучих материалов в режиме online. Это позволяет быстро и в любое время произвести замер с высокой точностью без участия оперативного персонала и специализированного оборудования.

До создания компании ДИВЭЙВ ее основатель Михаил Елин занимался промышленным строительством и взаимодействовал с крупными компаниями в этой индустрии. Он решил найти для себя новую сферу деятельности и выбрал набирающее популярность направление цифровизации.

Новые пермские. Презентован эпизод документального сериала о предпринимателях из Перми

История стартапа отсчитывается с того момента, когда Михаил Елин собрал команду IT-специалистов, с которыми начал мониторить рынок в поисках актуальной для промышленности проблематики. Одним из первых заказчиков ДИВЭЙВ стала компания ФосАгро, которая занимается производством фосфорсодержащих минеральных удобрений. В компании искали решение, которое позволит контролировать остатки готовой продукции на складе. Члены команды ДИВЭЙВ проанализировали все способы решения этой задачи и поняли, что на рынке нет готовых продуктов, поэтому решили создать его самостоятельно. В дальнейшем оказалось, что эта проблема есть не только у одного производителя, но и на всем промышленном рынке.

В ходе реализации проекта D'Wave Metric разработчики столкнулись с рядом сложных технологических задач. В продукте базово используется фотограмметрия, поэтому появилась необходимость углубиться в понимание этой науки. Михаил Елин обратился в Пермский национальный исследовательский политехнический университет за помощью в решении задачи и там ему посоветовали проконсультироваться с одним из студентов-пятикурсников. Впоследствии он стал одним из партнеров Михаила Елина и помог сформировать решение для компании ФосАгро.

В 2021 году было принято решение создать компанию и начать масштабировать продукт. В это же время ДИВЭЙВ стала компанией-резидентом Сколково. Год потребовался на то, чтобы продукт был не просто MVP, а стал максимально масштабированным и готовым конкурировать с крупными мировыми компаниями. Стартап находится на начальной стадии развития, на прошедшем в апреле в Перми Startup Tour фонда «Сколково» компания получила гран-при и денежный приз на развитие. По итогам 2022 года выручка компании ООО «ДИВЭЙВ» выросла на 161% и составила 4,4 млн руб.

Телепорт Русь

Резидент Сколково

Teleport Media – это peer-to-peer CDN для любых веб и мобильных приложений, потребляющих трафик: видео в прямом эфире (LIVE), видео по запросу (VOD), киберспорт (e-sports), электронная торговля (e-commerce), корпоративные видеоконференции и многое другое.

Peer-to-peer CDN (Content Distribution Network) — одноранговая сеть, которая распределяет контент между пользователями, а не использует централизованный сервер, что позволяет достичь максимальной скорости загрузки.

Клиенты компании в России – это Первый канал, Витрина ТВ, онлайн-кинотеатры OKKO и MORE TV. Ежедневно более 2 миллионов устройств получают трафик онлайн ТВ и on-demand с помощью технологии Teleport Media.

Первым совместным проектом основателей Teleport Media Андрея и Алексея Клименко стал Pirate Pay – сервис по противодействию цифровому пиратству в торрентах. При его разработке команда приобрела уникальные знания в области пиринговых сетей. В 2015 году основатели Pirate Pay узнали, что Netflix ищет специалистов в торрентах, чтобы внедрить части технологии у себя для поддержки стриминга видео. Тогда и родилась идея создания Teleport Media. Это была возможность применить знания в торрентах для создания продукта для легальных онлайн-видеосервисов. В конце 2015 года основателями Pirate Pay была зарегистрирована отдельная компания для развития проекта Teleport Media.

В 2016 году проект привлек инвестиции от Пермского Венчурного Фонда, а в конце года началось первое «промышленное» тестирование технологии. В 2018 году Teleport Media привлек международные инвестиции в размере 500 тыс. швейцарских франков от фонда Blockchain Valley Ventures, и появились первые зарубежные клиенты. В 2021 году компания получила грант от Фонда содействия инновациям (ФСИ) по программе «Развитие-НТИ» в размере 18,5 млн руб. В 2022 году еще один грант от Фонда содействия инновациям по программе «Коммерциализация» на развитие гибридной CDN Teleport Media. Выручка компании ООО «ТЕЛЕПОРТ РУСЬ» в 2022 году составила 14,3 млн руб. С 2020 года происходит множество событий, которые влияют на поведение пользователей интернета и покупателей услуг Teleport Media.

«В феврале 2022 года мы увидели огромный всплеск смотрения. Нагрузка онлайн-вещателей кратно возросла. С рынка РФ начали уходить наши конкуренты и партнеры, но при этом зарубежные инвесторы остались с нами. Мы адаптировались под изменения и продолжаем работать на благо наших клиентов, развивать технологию и продукт, инвестировать в команду, развивать партнерские связи и исследовать новые рынки», поделился генеральный директор Телепорт Русь Андрей Клименко.

F2 innovations

Резидент Сколково

Компания F2 innovations начиналась как студенческий стартап-проект, который впоследствии прошел через множество разных акселераторов. Команда учредителей компании и генеральный директор F2 innovations Евгений Матвеев интересовались 3D-технологиями и совместно решили создать собственный экструдер (ключевая часть 3D-принтера) с инновационным методом нагрева и широким диапазоном температур. Со временем компания начала расти и разрабатывать промышленные 3D-принтеры и другое аддитивное оборудование.

С 2016 года команда существовала в форме стартапа, а уже в 2018 году стартап вырос в компанию, которая сегодня является одним из лидирующих производителей промышленного аддитивного оборудования в стране.

Первым поворотным моментом в истории компании стала победа в конкурсе «Большая разведка» и получение денежного гранта на развитие проекта в 2017 году. В 2018 году команда F2 innovations разрабатывала экструдер, продолжала участвовать и побеждать в конкурсах и акселерационных программах (Startup Tour, конкурс стартапов Росатома «Вектор», GenerationS, Startup Village и др.). В 2019 году проект стал компанией-резидентом Сколково, а уже в 2020 компания выпустила два первых принтера — F2 Lite и F2 Pro. Тогда начались первые продажи.

В 2021 году команда F2 innovations начала принимать активное участие в промышленных выставках, получила сертификат CE, расширяла и совершенствовала свою линейку продукции. Самым насыщенным стал 2022 год: получение сертификата СТ-1, участие в форумах и конференциях, выпуск двух новинок — комплекса, способного печатать двумя технологиями FDM/FFF и FGF — F2 Quart и принтера с самой большой областью печати в России — F2 Gigantry, получение гранта на расширение производства от ФСИ.

По словам основателей F2 innovations, в начале пути они сталкивались с материальными проблемами, на конкурсах проект часто подвергался критике, а команда выслушивала довольно резкие высказывания жюри.

«Отрасль аддитивных технологий в России только начала развиваться, поэтому мы часто встречали недоверие со стороны потенциальных клиентов, которые привыкли к традиционным способам производства и не были готовы переходить к новым технологическим решениям. Поэтому на начальных этапах работы мы брались за любые проекты для того, чтобы завоевать доверие отечественных предприятий и укрепить репутацию компании», рассказывает генеральный директор F2 innovations Евгений Матвеев.

У F2 нет компаний-инвесторов, большая часть средств частные, но грант Фонда «Сколково» на 5 млн руб. в 2019 году и грант ФСИ на 25 млн руб. в 2022 являются ключевыми для становления и масштабирования компании. В последнее время компания полностью самоокупается, развивается и растет за счет собственных средств.

Для F2 innovations 2022 год стал одним из самых успешных периодов в истории работы: они расширили производство более чем в два раза, разработали несколько новых продуктов и расширили штат сотрудников. Выручка компании ООО «Ф2 Инновации» при этом увеличилась на 155% и составила 57,9 млн руб.

Вопреки сложной геополитической обстановке рынок аддитивных технологий в последнее время стал стремительно развиваться. В связи с невозможностью поставки аддитивного оборудования из-за рубежа большое количество клиентов стало отдавать предпочтение российским компаниям. Появилось много запросов на создание принципиально новых решений и проектов, которых ранее не было в России. Государство стало активнее поддерживать своих производителей, а финансирование, в свою очередь, постепенно увеличивается.

Traffic Data

Компания TrafficData занимается разработкой программного обеспечения для интеллектуальных транспортных систем на основе технологий видеоаналитики с глубоким обучением. Оно применяется для мониторинга дорожного движения, анализа трафика, адаптивного регулирования дорог, светофорных объектов и умного паркинга.

Генеральный директор Иван Чебыкин начал собирать команду разработчиков еще задолго до создания TrafficData. В 2016 году он подарил конструктор с микроконтроллером своему племяннику — студенту физического факультета Пермского ВУЗа, надеясь, что вокруг него соберутся ребята и загорятся темой создания «умного» оборудования.

Идея создать продукт, который оптимизирует сбор данных о дорожно-транспортной обстановке на дорогах, возникла у сооснователей Ивана Чебыкина и Дмитрия Поносова в 2019 году. Они выявили основную проблему, которая возникает при анализе транспортных потоков: ручной анализ зачастую приводит к неточности в расчетах. Решение этой проблемы — программное обеспечение, которое сможет анализировать транспортный поток по видеоизображениям.

В 2020 году была зарегистрирована компания TrafficData, и уже через месяц появились первые продажи. За два года выручка компании ООО «Траффикдэйта» выросла в 8,8 раз и по итогам 2022 года достигла 39,2 млн руб.

TrafficData входит в ассоциацию транспортных инженеров. Компания также стала лучшей по итогам акселераторов «Транспортные инновации Москвы» 2021 года и Sprint Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).

На сегодняшний день разработки TrafficData применяют в России на дорогах Воронежа, Иркутска, Москвы, Перми, Салехарда, Санкт-Петербурга, Тобольска, Тюмени, Хабаровска, а также за рубежом: в Бразилии, Израиле, Турции и Узбекистане. В научных целях программное обеспечение используется в университетах Белоруссии и Таджикистана.

Автобус (не)резиновый. Самые востребованные маршруты Перми за год стали еще более загруженными