Автор: Егор Зимов
Когда-то Пермский край был россыпью муниципальных образований всех форм и размеров. По «дошедшим с тех времен» до нас сведениям, в отдельные периоды истории их число достигало 363. В их числе: шесть городских округов, 42 муниципальных района, а еще 34 городских поселения и 281 сельское поселение. Каждый со своей традицией самоуправления, пытающейся выжить в прикамской властной энтропии. А если энтропия продолжает прирастать – не за горами точка бифуркации. Ею для иерархии властей в Пермском крае стал 2008 год – начало эпохи укрупнения муниципалитетов.
К слову, тема распределения полномочий между региональной властью и муниципалитетами явно является болезненной для политического сообщества Прикамья. Косвенное свидетельство тому – лишь один из пяти экспертов, к которым обратился Business Class за комментариями, согласился ответить на вопросы, да и тот – на условиях анонимности.
«Здесь нужно отметить два момента. С одной стороны, рационализация со стороны инициаторов реформы – те цели, что объявляли публично . Второй – какие интересы за этим процессом можно увидеть. То, что произносилось в паблике, – понятно. В этом даже есть здравое зерно – местное самоуправление на поселенческом уровне плохо финансируется, испытывает постоянный дефицит ресурсов – кадровых, финансовых и прочих. Кроме того, свою лепту вносила проблема дублирования полномочий – на местах население попросту не знало, кто за что отвечает. К кому идти с тем или иным вопросом? К главе поселения или к главе района, депутату поселенческому или районному?» – поделился с Business Class эксперт.
Первый этап пришелся на период между 2008 и 2015 годами. В семи муниципальных районах стирались границы между поселениями. Вдобавок на карте края появились два городских округа. Муниципальных образований стало меньше – 337.
После краткого затишья, при губернаторе Максиме Решетникове, разразилась буря. Немалым образом из-за нововведений в федеральном законодательстве. Семь городских округов образовались в течение 2018 года. Так, к началу 2019 года в Пермском крае осталось 280 муниципальных образований.
«Проведенные в прежние годы исследования, которые делались на очень больших массивах данных, показали, что регионы сильно отличаются. В некоторых систему вообще мало трогали. Логика, по-видимому, в том, что если присутствовала уверенность в контроле, – то зачем суетиться? Работает и работает. В нашем случае было ощущение, что как-то все не до конца контролируется, но это предположение, которое нужно проверять. Видимо, на Куйбышева, 14 было ощущение какого-то неблагополучия», – объяснил источник «bc».
Следующий этап начался в 2019 году и завершился в 2022 году. Тогда же федеральные власти ввели в обиход такую сущность, как муниципальный округ. В течение 2019 года в регионе появилось еще 12 городских округов, а также 13 муниципальных округов. Число муниципалитетов на начало 2020 года сократилось более чем в два раза – до 111.
Гранд-финал муниципальной оптимизации произошел в течение 2020-2022 годов. В 2020 году в стан муниципальных округов вошли еще пять. В 2021 году появился Большесосновский муниципальный округ. Наконец пришло время Пермского муниципального района. Так в Прикамье от 363 муниципалитетов осталось всего 43: 22 городских округа и 21 муниципальный округ.
Управляемость территориями возросла, расходы на содержание местных органов власти снизились. И, казалось бы, теперь границы очерчены. Но не тут-то было.
«Сказать, что ситуация сильно изменилась после завершения перехода к одноуровневому самоуправлению, хоть в худшую, хоть в лучшую сторону, – вроде бы нельзя. Доступность для населения власти, особенно депутатской, несколько ухудшилась. Потому что до этого были депутаты поселенческие и районные – сейчас только районные. Следовательно, для отдельных населенных пунктов квота представительства изменилась. Но насколько это значимо для реальной жизни людей – большой вопрос», – рассуждает собеседник «bc».
Когда реформа подходила к концу, краевые власти анонсировали – градостроительные полномочия пермской мэрии переходят в ведение региона. При этом все происходило максимально спокойно, мэрия отдала:
Чисто под солнцем. Краевые власти хотят взять на себя полномочия по уборке улиц в центре ПермиГороду остались только публичные слушания, которые с тех пор представляют из себя печальную картину: порой на них не приходят не только жители района, но и сами инициаторы предложений, которые предлагается обсудить.
Причина, по которой это произошло, стала притчей во языцех: это нужно для того, чтобы реализовать проекты в рамках «Пермь-300». Кроме того, заявляли в краевом парламенте, подобное решение для РФ не ново, аналогичные решения на тот момент приняли в 12 субъектах страны.
Передача завершилась в начале 2022 года. Тогда же в 2022 году произошло еще несколько аналогичных событий – на краевой уровень ушли полномочия муниципалитетов Прикамья по содержанию электросетей, а также содержание дорог в центре Перми.
«Согласно №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существует перечень полномочий, которые региональная власть может отдать и забрать у муниципалов. Но логика простая – зачем трогать то, что работает? Если трогают, значит, есть интерес, есть какой-то смысл. Но в целом региональные власти давно забирали полномочия у муниципального уровня – то, что происходит, не прецедент. Пример – медицина, все больницы были муниципальными. Но это был общефедеральный тренд. Так что с легальной точки зрения краевые власти не делают чего-то противозаконного. В ином случае прокуратура сразу бы вмешалась», – разъяснил эксперт.
На минувшей неделе неожиданно руководство Пермского театра юного зрителя обрушивает шквал критики на мэрию Перми, публикуя ответ администрации о перекрытии части ул. Пермской для продолжения строительных работ на площадке новой, малой сцены учреждения культуры. Руководство ТЮЗа не только сообщило о том, что мэрия потребовала с театра оплаты недополученного городским бюджетом дохода за платные парковочные места, но и выразило сомнение в возможностях муниципалитета поддерживать работу театра. И попросило губернатора передать ТЮЗ в собственность Пермского края.
В тот же день мэрия в ответ на запрос СМИ разъясняла, что письмо, которое направлено в театр, не про деньги. Администрация хотела, чтобы руководство театра разобралось с подрядчиком, который не может в срок выполнить весь комплекс работ на площадке, запрашивая раз за разом продление ограничения движения по ул. Пермской. Ведь закрыто оно уже год.
На следующий день информационную повестку заняли две новости – ТЮЗ передадут краю, а у пермской мэрии заберут еще часть полномочий.
В паблике громче заговорили об эскалации конфликта между властями края и региональной столицы. Закон, безусловно, на стороне региона, но и события с ТЮЗом послужили удобным casus belli для очередного перераспределения. Здесь же припомнили недавно вступивший в силу указ о порядке отрешения глав муниципалитетов от должности, в случае если последние недостаточно эффективно справляются со своими полномочиями.
«Раньше складывалось ощущение, что между властями края и Перми царила гармония. Нынешний мэр столицы края возглавил город с согласия краевой власти, в этом сомнений не было. Были сложности с конфигурацией городской Думы, ввиду наличия неуправляемых сил, но в целом отношения с мэрией казались достаточными ровными. А теперь, оказывается, – есть конфликт. Но в период, когда политика становится все менее публичной, не совсем ясно, что стало его причиной: личные взаимоотношения первых лиц города и края либо политические интересы», – рассуждает собеседник «bc».
Согласно инициативе губернатора, структурам краевого правительства могут отойти:
Об этом стало известно на заседании комитета краевого Законодательного Собрания по развитию инфраструктуры. Пока в региональный парламент внесен только законопроект о дорогах. В сопроводительном письме к нему Дмитрий Махонин просит депутатов Законодательного Собрания Пермского края рассмотреть инициативу 22 июня сразу в двух чтениях.
«Да, региональные власти могут забрать полномочия администрации любого из муниципальных образований Пермского края. Но нужно понимать, что это должно иметь смысл. Краевые власти хотят иметь возможность прямого управления обозначенными сферами, без посредника. К тому же зачастую региональный уровень считает, что муниципалы менее компетентны. Край забирает себе ключевые точки, позволяющие контролировать наиболее важные процессы, оставляя рутину на муниципальном уровне», – резюмировал эксперт.Бывший министр образования Пермского края возглавил московский университет