Автор: Елена Воробьева
В торговых центрах Пермского края отмечают тенденции увеличения трафика. По информации компании Focus Technologies, в апреле показатель Mall Index, который отражает изменение количества посетителей на единицу площади торговых центров, в Прикамье вырос на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Представители торговых центров Перми подтверждают рост посещаемости в апреле по сравнению с 2022 годом. Если сравнивать с докризисным 2019 годом, спрос по-прежнему низкий и нестабильный.
Генеральный директор ТРЦ «Планета» Евгений Каштанов рассказал Business Class, что посещаемость в торгово-развлекательном центре в апреле 2023 года выросла на 23% относительно аналогичного периода 2022 года. «На начало прошлого года пришлись серьезные геополитические изменения, повлиявшие на многие сферы бизнеса, на трафик торговых центров в том числе – он сокращался», – пояснил г-н Каштанов.
Почти как до ковида. Что происходит в Перми с ценами на туристические путевки?Если говорить о сравнении месяц к месяцу в 2023 году, то в апреле трафик в ТРЦ «Планета» снизился на 9% по сравнению с мартом. По словам Евгения Каштанова, на «гендерные» праздники традиционно приходится пик весенней посещаемости торгово-развлекательного центра, а в апреле и мае жители города в основном проводят время на открытом воздухе и реже ходят по магазинам. В летний сезон посещаемость также стабильно снижается.
В ТРК «СемьЯ» отмечают рост посещаемости в среднем на 10% за первые четыре месяца этого года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. Рестораны и фудкорт также показали рост примерно на 10%, одежда сегмента «средний плюс» осталась с прежними показателями. Наблюдается небольшое снижение по технике и гаджетам, но это связано с завышенной прошлогодней базой для сравнения – весной прошлого года был ажиотажный спрос.
Директор УК «Столица» (развивает ТРЦ «Столица» и ТЦ «Новая Столица») Константин Копытов считает, что посещаемость в некоторой мере восстанавливается, но критериями успешности также являются покупательская способность и величина среднего чека.
«С продажами дела обстоят намного хуже посещаемости. Она показывает растущую динамику интереса, но большее значение для бизнеса имеет покупательская активность», – отметил г-н Копытов.
По мере ухода из России иностранных брендов люди стали больше присматриваться к отечественным производителям – спрос на них заметно вырос. Евгений Каштанов считает, что давать точные оценки пока рано, так как рынок находится в динамике.
«Одни бренды уходят, на их место приходят новые, структура спроса очень быстро меняется. Корректный анализ можно будет сделать, когда ротация брендов станет менее активной, рынок нащупает новое равновесие», – подчеркнул г-н Каштанов.
Константин Копытов, напротив, не отмечает особого роста спроса на позиции отечественных брендов. По словам г-на Копытова, качество товаров российских производителей пока не дотягивает до международных брендов, а производство большинства отечественных компаний располагается не в России, а в Китае.
В ТЦ «Столица» и ТЦ «Новая Столица» список арендаторов значительно не изменился. «Идет плановая замена без каких-то кардинальных изменений – съезжают одни бренды, и на их место приходят другие. У нас торговый комплекс был изначально переформатирован в объект районного формата, в котором международных брендов по сути и не было. Поэтому у нас что было, то и осталось, и мы этому несказанно рады», – поделился г-н Копытов.
Среди новых брендов в ТРЦ «Планета» можно отметить магазины группы Daher (MAAG, DUB, ECRU, VILET), которые пришли на смену брендам группы Inditex. Под новыми названиями (СИН, CR, MO, RE, XC) также открылись магазины, ранее принадлежавшие российскому подразделению группы LPP SA. За год в «Планету» зашли и новые арендаторы, среди которых турецкий бренд одежды Koton, первый в России магазин европейского бренда Perspective, универмаг российских дизайнеров SLAVA и другие.
В первом квартале года традиционно растет спрос на парфюмерию, косметику, товары для дома, ювелирные украшения. В апреле же спрос распределялся равномерно между всеми категориями товаров.
По словам Константина Копытова, сейчас наибольшим спросом у покупателей пользуются продукты, различные услуги и товары для детей в связи с постепенной подготовкой к школе. Одежду также приобретают, но не чаще, чем было раньше.
В ТРК «СемьЯ» рост по продажам показывают магазины обуви (примерно на 10-15%), одежда сегментов масс-маркет и эконом (+15%), детские товары (+10%), косметика (+15-20%), ювелирные изделия (+11%).
«Это связано с тем, что марки, продолжившие работу на российском рынке, забрали долю ушедших брендов. Активно на рынке действуют O'STIN и FUNDAY, группа брендов Sela, Befree, Love Republic, Zarina, а также Noun и Stockmann; из местных – сеть «Gut!», – объясняют в ТРК «СемьЯ».Скачки и откаты. Что происходит с ценами на стройматериалы в Перми