Краевые и городские власти планируют реконструкцию ул. Пермской от ул. Плеханова до ул. Попова. Вопрос выделения финансирования на это мероприятие рассмотрели на очередном заседании комиссии по разработке и реализации инвестиционных проектов.
В результате реконструкции ул. Пермской на участке протяженностью 1,25 км планируется обустроить проезжую часть с двумя полосами движения общей шириной семь метров, тротуары по обеим сторонам, сети наружного освещения, упорядоченные парковки. Кроме того, предполагается организовать зону для кратковременной стоянки. По сообщению пресс-службы Пермской Думы, вложения в инвестпроект оценены в 7,65 млн рублей, из них 5,74 млн – доля бюджета Пермского края, а 1,9 млн – муниципалитета.
Спикер городского парламента Дмитрий Малютин пояснил Business Class, что эта сумма – только на проектирование, не на строительно-монтажные работы. «Региональные власти готовы выделить 75% финансирования. Но потребуются средства и на изъятие земельных участков. Участок реконструкции проходит по большому количеству частных территорий, которые потребуется выкупать. На сегодня эти расходы не посчитаны. На заседании инвесткомиссии я поднимал тему: а если затраты окажутся значительными? В этой части край тоже будет помогать? В администрации заверили, что вопрос прорабатывается и находится на контроле», – рассказал он.
В департаменте дорог и благоустройства на запрос «bc» ответили, что земельные участки, подлежащие изъятию, будут определены проектом планировки. При этом там отметили, что на сегодняшний день в районе дома №160 по улице Пермской нет сквозного проезда. Участок является тупиковым и замыкается автостоянкой. Также на данном отрезке смещена ось автомобильной дороги, частично отсутствуют тротуар и единый профиль улицы.
В свое время предлагалось включить в Генеральный план мероприятия по реконструкции ул. Пермской – ликвидировать «разрыв» между улицами Попова и Борчанинова и «узкое место» между улицами Крисанова и Плеханова. Вероятно, это и может быть сделано в процессе реконструкции.
Часть ул. Пермской раньше была пешеходной. Участок от Комсомольского проспекта до ул. Газеты «Звезда» попытались сделать аналогом «Арбата» в 2011 году перед фестивалем «Белые ночи». Уже тогда городские власти предполагали реализовать долгосрочную программу с реконструкцией двух кварталов – от Комсомольского проспекта до ул. Сибирской. Планировалось восстановить исторический облик улицы, замостить тротуары, отремонтировать фасады домов, построенных в XIX веке, переложить коммуникации и прочее. Пешеходную улицу собирались «заселить» ремесленными мастерскими, сувенирными магазинами, кафе и другими объектами. Для развития намеревались привлечь частные инвестиции. Но реализовать задуманное в полной мере не удалось. Пешеходная зона не раз подвергалась критике со стороны общественности. Отмечалось, что территории так и не удалось стать местом притяжения жителей и туристов. В 2019 году на участке открыли автомобильное движение сначала по одной полосе, а затем и двустороннее.
Теперь в Перми вновь заговорили о создании пешеходной улицы, но на другой территории – по ул. Советской от ул. Сибирской до Комсомольского проспекта. С такой идеей обратился к главе города Алексею Дёмкину один из жителей в ходе прямого эфира. Мэр ответил, что администрация Перми готова рассмотреть предложение. Он подчеркнул, что идею необходимо обсудить с депутатами Пермской городской Думы и представителями общественности. Кроме того, предстоит оценить, как пешеходная улица повлияет на движение транспорта в центре города.
С точки зрения организации дорожного движения исключение из сети любого участка в центральной части города не может не увеличить уровень нагрузки ближайших улиц. Стоит вспомнить и то, что во время существования «пермского Арбата» шла постоянная борьба с автотранспортом, который все-таки проезжал в пешеходную зону и парковался там. На ул. Советской ситуация может повториться даже в большем масштабе, поскольку там больше жилых домов, офисов, других объектов, соответственно, жителей и посетителей.
В то же время участок ул. Пермской, бывший пешеходным, и участок ул. Советской от Комсомольского проспекта до Сибирской, схожи по наполнению и находятся всего в нескольких кварталах. Поэтому при проработке идеи важно учесть предыдущий опыт. На Пермской земле и в местном климате тезис о том, что на пешеходном участке расцветают общепит и креативный бизнес, оказался несостоятельным. Зимой 2018 года там закрылись все заведения, кроме одного кафе. А когда было восстановлено автомобильное движение, появилась возможность припарковаться, а также сделаны широкие тротуары, улица оживилась.
С позиции организации комфортной городской среды не совсем правильно, что ул. Советская во многом представляет собой большую парковку. С учетом этого и предыдущей попытки развивать пешеходную зону можно рассмотреть компромиссный вариант. Например, не закрывать движение полностью, но сузить проезжую часть, чтобы меньше пространства заполняли стоящие автомобили, и обустроить широкие удобные тротуары.
Алексей Дёмкин про опыт прежнего «пермского Арбата» сказал, что какое-то время проект был интересен, но жизни на улице не было. «Обсудим новый проект с городским сообществом. Если поймем, что горожанам точно нужна пешеходная улица и точно по ул. Советской, то попробуем реализовать», – резюмировал градоначальник.