Пассажиропоток общественного транспорта Перми за первый квартал 2023 года достиг 55,8 млн человек. Это почти на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доходы транспортной отрасли составили 1,128 млрд рублей, расходы – 1,55 млрд рублей. Дотация из бюджета сложилась в размере 423 млн рублей, что на 16,8 млн рублей меньше дотации по итогам первого квартала 2022 года. Данные представил начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин на заседании думского комитета по экономическому развитию.
За год увеличилась доля пассажиров, не оплативших проезд: с 15,2% до 21,3%. В мэрии связывают это со значительным ростом числа бескондукторных маршрутов. В первом квартале 2022 года их было 33, а сейчас уже 60 – порядка 90% всего подвижного состава.
Депутат Владимир Молоковских проанализировал представленную мэрией информацию о результатах работы транспортной отрасли в I квартале 2023 года. Он пришел к выводу, что рентабельными оказались 13 маршрутов, из которых на 11 в анализируемом периоде работали кондукторы. Самым прибыльным оказался маршрут №27 «М/р Нагорный – площадь Дружбы». На нем собрали 58 млн рублей, а за транспортную работу заплатили 47 млн рублей.
Анатолий Путин пояснил, что рентабельность этого направления связана с тем, что на нем пассажиры совершают много коротких поездок. Тогда как, например, на маршрутах из Кировского и Орджоникидзевского районов преобладает низкая сменяемость пассажиров: люди садятся в начальной точке и едут до центра города. Именно на эти два района приходится более половины дотаций на общественный транспорт. Он отметил, что с марта маршрут №27 перешел на бескондукторную систему, но остался прибыльным. Однако количество проданных билетов сократилось – с 29 до 27 тысяч за день.
Первый заместитель председателя Пермской Думы Наталья Мельник спросила, есть ли план по усилению контроля за оплатой проезда. Она напомнила о существующей в других городах практике по установке турникетов в транспорте. Анатолий Путин ответил, что практика, например, Москвы и Новосибирска показала, что турникет не гарантирует оплату проезда, оборудование зачастую ломают. Со временем в этих городах отказались от использования турникетов.
Председатель комитета по экономическому развитию Арсен Болквадзе предложил все же опробовать метод в Перми. «Можно рассмотреть комбинированную систему: в межпиковое время, когда поток пассажиров не столь значительный, вход в салон осуществлять через турникеты. А утром и вечером оставлять проход свободным – в эти часы будут работать контролеры», – описал он подход.
По подсчетам администрации, отказ от услуг кондукторов выгоден с финансовой точки зрения. На их содержание в январе-марте при сохранении прежней системы оплаты проезда потребовалось бы в общей сложности 225,5 млн рублей. За этот же период расходы на контрольно-ревизорскую службу сложились в размере 12,3 млн рублей. Недополученные доходы составили 165,7 млн рублей.
Арсен Болквадзе попросил администрацию Перми посчитать, во сколько может обойтись установка оборудования, и проработать вопрос тестирования турникетной системы на нескольких маршрутах.
На заседании представители мэрии не стали возражать против внесения этого предложения в протокол. Но конкретизировали позицию департамента транспорта на следующий день. «Практика показывает, что турникет в наземном транспорте значительно замедляет посадку на остановках, уменьшает вместимость транспортного средства и делает автобус или трамвай недоступным для маломобильных пассажиров», – перечислили в ведомстве недостатки. Кроме того, наличие турникета затруднит оплату проезда по QR-коду в салоне.
Первый заместитель главы администрации Перми Эдуард Хайруллин напомнил, что сейчас в Перми в экспериментальном режиме работают мобильные агенты, или «мобильные кондукторы». Они не находятся в транспорте постоянно, а заходят в него в то время и в том месте, где по статистике больше всего безбилетников.
Представители мэрии также озвучили информацию о проверках, проведенных контрольно-ревизорской службой. В марте 2023 года их было 15,1 тыс. Административная комиссия вынесла 1264 штрафа. Максимальное число штрафов было в январе – 1880, при 14,5 тыс. проведенных проверок. В феврале проверок – 13,9 тыс., наложенных санкций – 1620.
«Нам достаточно, чтобы безбилетник столкнулся с контролером хотя бы раз в месяц. Он получит штраф 2500 рублей. При том, что гражданский безлимитный проездной на месяц стоит 1785 рублей. То есть купить его выгоднее. Но есть люди, которых мы ловили без билета и два раза в день», – отметил Эдуард Хайруллин.
О том, что не для всех очевидно преимущество проездного перед риском получения штрафа, свидетельствует и структура оплаты проезда. Депутаты обратили внимание, что гражданскими проездными оплачено только 8,8% поездок. На городские льготные тарифы приходится 24,2%, еще 5% – федеральные льготы, а большинство оплат происходит по банковской карте – 48,2%.
«Думаю, что те, кто регулярно пользуется общественным транспортом и умеет считать деньги, приобретают проездные. Если человек совершает 30-40 поездок в месяц, то может прийти к выводу, что ему такая покупка невыгодна», – ответил Анатолий Путин.
Он добавил, что при проведении расчетов для следующей индексации тарифа можно будет рассмотреть вопрос о корректировке тарифного меню. Чем выше цена разовой поездки, тем более пассажир заинтересован в приобретении проездного, который дает выгоду», – сказал начальник департамента транспорта.
Последний раз тариф на проезд в Перми повысили с 15 апреля 2023 года – до 35 рублей. Отметим, что количество безбилетников не влияет на расчет тарифа на проезд. Однако оплата проезда является источником для развития отрасли.
Глава департамента транспорта Анатолий Путин после заседания написал на своей странице в «ВКонтакте»: «Хочется верить в то, что количество добросовестных пассажиров увеличится, а вопрос по установке турникетов или иных мер в транспорте отпадет сам собой».