Автор: Денис Кузнецов
Каждый второй ритейлер в России заинтересован в развитии категории здорового питания, сообщают результаты исследования Nielsen IQ. Ассоциация компаний розничной (АКОРТ) торговли отмечает рост продаж ЗОЖ-продуктов в торговых сетях на 15-20% за последний год.
По данным Global Wellness Institute, в 2022 году доля продуктов с приставкой healthy (подразумеваются продукты с приставкой эко- и ЗОЖ- – прим. ред) составила 22% велнес-экономики России – этот показатель выше, чем в Германии и США. Трендом в обществе и экономическим фактором становится комплексный подход к здоровому образу жизни, где спорт и заботу о ментальном здоровье сопровождает запрос и на здоровое питание. Концепция велнес-экономики позволяет продлить период активного долголетия и эффективной занятости сотрудников в различных сферах.
Ритейлеры отмечают запрос покупателей на здоровый образ жизни и потребность в правильном питании. «Мы видим тренд на заботу покупателей о здоровье и повышенное внимание к здоровому питанию, в том числе у потребителей Пермского края. Согласно нашим исследованиям, для 80% покупателей здоровье – важнейший жизненный приоритет, который стоит выше, чем финансовое благосостояние», – рассказывают Business Class в пресс-службе федеральной торговой сети «Магнит».
Как отметили в пресс-службе «Магнита», чтобы отвечать запросу покупателей на такие продукты, компания увеличивает на своих полках ассортимент ЗОЖ-продуктов. «Объем продаж такой продукции в 2022 году в целом по компании вырос на 16% по сравнению с 2021 годом. В Пермском крае за первое полугодие 2023 года продажи безглютеновой продукции в натуральном выражении выросли вдвое в крупных форматах магазинов и на 14% – в торговых точках у дома. Продажи спортивного питания выросли на 80% и почти 50% соответственно. В целом в сети доля ЗОЖ-продуктов в товарах собственных торговых марок (СТМ) в 2022 году составила 27%», – рассказывают «bc» в «Магните».
Высокий спрос на ЗОЖ-продукты подтвердили «bc» в торговой сети «Лента». «Продажи эко-продуктов в магазинах Пермского края в прошлом году выросли больше, чем на 20%. В первом квартале этого года – почти на 15%», – рассказывают в пресс-службе «Ленты». Ритейлер активно расширяет позиции присутствия продуктов правильного питания на полках магазинов. «С начала года у нас появилось более 70 новых позиций. Всего же в магазинах Пермского края представлено более 700 наименований таких товаров», – дополняют в торговой сети.
Востребованность продуктов для здорового питания фиксируется не только в сетевых супермаркетах, но и в доставке продуктов – подтверждают онлайн-ритейлеры. «Спрос на продукты для здорового питания в Пермском крае с начала года вырос на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее заметную динамику можно увидеть в категории продуктов без белого сахара. За первые пять месяцев 2023 года спрос на такие продукты вырос практически в четыре раза. Также среди пользователей востребована категория «Для веганов» – здесь мы видим рост на 84%. В последние годы спрос на ЗОЖ-продукты растет. Например, альтернативные напитки выбирают разные категории пользователей», – поясняет изданию Дарья Антонец, руководитель отдела управления проектами собственной торговой марки «Самоката».
Как отмечает г-жа Антонец, в Пермском крае наибольший спрос приходится на раздел «Для веганов» – здесь чаще всего выбирают растительные десерты собственной марки. «В топ также входят товары без белого сахара – в этой категории пользователи часто покупают напитки, которые не содержат сахар. Среди пользователей из Перми востребованы продукты с высоким содержанием протеина. Лидеры в категории – протеиновые батончики и печенье», конкретизирует руководитель отдела управления проектами «Самоката».
Во «Вкусвилл» рассказали изданию, что продукты без сахара, из категорий «Вегетарианское и постное» и «Особое питание», имеют спрос в Перми, но не такой высокий, как в других городах. Несмотря на это, фрукты, которые являются неотъемлемой частью здорового рациона, находятся на первых позициях по востребованности в Пермском крае. Согласно данным «Вкусвилл», самым любимым продуктом пермяков в 2022 году было манго из Египта, а в 2023 – манго из Перу.
Аналитики назвали самый популярный эко-продукт в ПермиВ целом, как замечают во «Вкусвилл», в качестве любимых продуктов пермяков на протяжении последних двух лет можно выделить манго, авокадо Хасс, сыр «Страчателла», бананы, голубику, огурцы-корнишоны, миндальный круассан и творог.
Соблюдение здорового образа жизни, в том числе ограничение потребления красного и переработанного мяса, снижает риск развития рака, – подтвердили ученые из британского Университета Ньюкасла (University of Newcastle upon Tyne, United Kingdom). Исследование опубликовано в европейском научном журнале Cancer в 2023 году.
Исследователи провели систематический обзор и метаанализ 18 исследований, как соблюдение рекомендаций Всемирного фонда исследования рака (WCRF) и Американского института исследований рака (AICR) 2018 года влияет на вероятность заболевания раком. Оказалось, что каждый балл, полученный в анкете по соблюдению рекомендаций, снижает риск рака кишечника на 12%, рака молочной железы на 11% и рака легких на 8%. Среди рекомендаций отмечены, кроме поддержания здорового веса, физической активности и отказа от курения, также изменения рациона питания – ограничение потребления алкоголя, фаст-фуда, красного мяса и сахара. Прежние исследования показали, что употребление большого количества красного и переработанного мяса увеличивает риск рака кишечника, а употребление алкоголя – рака молочной железы, кишечника и пищевода. Около 40% всех случаев рака связаны с модифицируемыми факторами образа жизни – отсутствием физической активности, курением, ожирением, неправильным питанием и употреблением алкоголя. Предполагается, что с изменением привычек и образа жизни многие случаи онкологии можно предотвратить.
В Пермском крае за год выявили рак у 400 пациентовСпортивное питание – один из основных лидеров спроса ЗОЖ-продуктов в Пермском крае. Аналитики «СберМегаМаркета» по просьбе «bc» изучили рынок, зафиксировав высокий спрос на спортивные батончики и печенье в Пермском крае. По итогам первых пяти месяцев продажи этой категории выросли в 11,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
В «Ленте» подтвердили, что протеиновые и злаковые батончики, а также хлебцы и пастилки пользуются наибольшим спросом в Пермском крае. При этом, отмечают в сети, популярностью пользуются товары местного производителя, которые входят в топ-5 продаваемых продуктов.
Привлечение местных производителей на полки сетевых магазинов подтверждают и в «Магните». «Мы активно работаем с локальными производителями и видим потенциал для развития ЗОЖ-ассортимента среди таких поставщиков. Со своей стороны, для удобства покупателей мы визуально выделяем такую продукцию в торговых точках и аккумулируем ее в одном месте – в крупных форматах магазинов – это «Острова здоровья», в магазинах «у дома» – специальные стеллажи, которые мы постепенно устанавливаем на разной географии», – рассказывают в торговой сети.
По словам г-жи Антонец из «Самоката», сейчас у ритейлера есть более 700 продуктов для здорового питания в разных категориях. «Мы видим спрос на них, поэтому работаем над расширением ассортимента. Следим за отзывами и предложениями, чтобы в ассортименте были представлены товары под любой запрос», – объясняет руководитель отдела управления проектами «Самоката».
Как отметили опрошенные ритейлеры, спрос на ЗОЖ-продукты растет от года к году, поэтому торговые сети внимательно отслеживают обратную связь и стараются отвечать запросам покупателей, дополняя ассортимент востребованными позициями.
Пермь постиндустриальная. Как креативный класс чувствует себя в Перми?