Автор: Денис Кузнецов
В рамках Дягилевского фестиваля на территории креативного пространства «Завод Шпагина» состоялась премьера оперного спектакля «Персефона» (16+), не похожего на классическую оперу. Режиссером постановки выступила Анна Гусева, художественный руководитель хореографического направления Dance в творческом коллективе MusicAeterna. За сценическое оформление отвечала художник-постановщик Юлия Орлова, а художником по костюмам выступил дизайнер Гоша Рубчинский. Музыкальная сторона постановки – ответственная прерогатива маэстро, художественного руководителя Дягилевского фестиваля и основателя MusicAeterna, дирижера Теодора Курентзиса.
Дягилевские обряды. В Перми показали этнический перформанс с кровью (18+)В основу «Персефоны» легли элевсинские мистерии – обряды инициации в культах древнегреческих богинь плодородия Деметры и Персефоны. Обряды проводились ежегодно в городе Элевсине. Принято считать, что из всех эллинистических обрядов они считались наиболее важными. Инициация соединяла человека с богом, давала бессмертие и божественную власть в загробном мире. Спектакль состоит из трех сюжетных частей – «Похищение Персефоны», «Персефона в Аиде» и «Возрожденная Персефона».
Сам композитор Стравинский называл «Персефону» мелодрамой, подразумевая особую форму чтения под музыку. «Персефона» – сочинение смешанного жанра, сочетающая в себе пение, речитативы, хоровое исполнение, пантомимы и статуарные мизансцены.
Особенностью и уникальностью постановки режиссера Анны Гусевой, представленной на Дягилевском фестивале, является изменение хореографии с классического балета в сторону современного танца. В «Персефоне» (16+) Гусевой и Курентзиса сцена не смотрится бутафорской. Стоит сказать, что режиссер удачно оценила возможности реализации сложной сценографии с многоуровневыми платформами, покрытыми мелкой резиновой крошкой, имитирующей землю. Создается полное погружение в пространство и пластику, происходящую на сцене. Зрелище формирует у зрителя гипнотический эффект, затягивает в процесс смеющейся инициации древнегреческого мифа. Задает актуальный вопрос бытия, пытаясь найти ответ на то, какое значение имеет смерть и перерождение в мифологии не только исторического либретто Андре Жида и партитуры Стравинского, но и нашего мироощущения.
Фактурное звучание оркестра и хора под руководством Теодора Курентзиса в симбиозе с пластичной формой труппы танцоров хореографии Анастасии Пешковой придает спектаклю единение. Кажется, что напыщенная картина на сцене с большим количеством танцоров затмевает музыкальную историю «Персефоны». Минималистичная и модернистская партитура звучала совершенно иначе. Античный миф в исполнении оркестра musicAeterna и маэстро Курентзиса получал абсолютно новую, в некоторой степени эзоповскую коннотацию. Артисты танцевальной труппы и хора проживают роли, предписанные им в разных амплуа, в потоке нескончаемых ритуальных обрядов.
Перерождение Персефоны
В постановке Гусевой и Курентзиса Персефона – существо, рождающееся в счастливом мире богов. Она стремится к альтруистическим мотивам, пытается превзойти себя, а не просто пожертвовать собой. Дочь Деметры и Зевса, Персефона с полным осознанием отправляется в Аид, где утешает неуспокоенные души. Невзирая на мольбы теней, она возвращается на землю, чтобы ее мать Деметра повернула круг времен года и позволила жизни продолжаться. Персефона вновь ложится в землю, воплощая опыт реинкарнации природного цикла. Персефона проходит путь осмысленного созревания души на пути от рождения и до смерти. Богиня отправляется сквозь смерть в горний мир – место обитания добрых ангелов и почивших о Господе святых, воплощающихся во второй части диптиха, где звучит Симфония псалмов Стравинского.
Симфония псалмов (16+) – самостоятельное произведение, в котором нет сюжета и действия. Симфония псалмов выглядит литургией, приближением к образу Божьему и достижению божественной природы в каждом из нас. На сцене Симфония приобретает метафоричное значение, где ангелы в исполнении детского хора «Весна» им. А.С. Пономарева приближают зрителя к божественному образу. Свечи, с которыми перемещаются артисты на сцене, в этой метафоре символизируют безгрешную человеческую душу. Кажется, что в этот момент зритель теряет фестивальную приземленность и возвышается к чему-то светлому, проходя некий процесс инициации под многозвучное и глубинное исполнение Симфонии псалмов оркестром.
Снимите ваши маски: премьера постановки «Бал-маскарад» (16+) на сцене Пермской оперыСимфония псалмов и «Персефона», которые исследователи часто именуют «периодом неоклассицизма» в творчестве Стравинского, представляют целостность светского и духовного начал. В синтезе двух произведений русского композитора Курентзис доносит до зрителя через диптих многоликий религиозный опыт. Дополняет благую атмосферу происходящего теплый свет в лампах пюпитров в импровизированной оркестровой яме. Зрители погружены в ошеломляющую мизансцену, которая оставляет по завершении действия стойкое чувство рефлексии.
Фотографии в иллюстрации и тексте: Гюнай Мусаева, Никита Чунтомов, Адрей Чунтомов.