Автор: Денис Кузнецов
Последние исследования рынка труда показывают, что удаленная работа по-прежнему остается одним из самых желаемых форматов работы для соискателей.
Один из главных драйверов роста востребованности удаленной работы – релокация, говорит Head of PR сервиса по работе с фрилансерами Solar Staff Александр Норовяткин. «Среди других тенденций, влияющих на развитие рынка труда, можно выделить непрекращающуюся адаптацию бизнеса к изменениям, рост количества современных профессий (креативные индустрии на стыке с технологиями), а также выход на рынок зумеров, которые предпочитают удаленный формат работы офису», – поясняет г-н Норовяткин.
Ссудный день. Пермяки берут все больше кредитовС января по июнь 2023 года удаленная занятость в Пермском крае предлагается в 6,5% от общего количества вакансий, – отмечают аналитики сервиса онлайн-рекрутинга HeadHunter. По их данным, в аналогичный период 2022 года этот показатель в Прикамье составлял 4,9%, в 2021 году – 5,3%, в 2020 году – 2,5%, в 2019 году – 3,6%.
Полностью удаленно работают представители профессиональных сфер «Маркетинг, реклама», «Информационные технологии», «Продажи, обслуживание клиентов», «Финансы, бухгалтерия». Реже всего – производственные специалисты и юристы, отмечают в своем исследовании аналитики HeadHunter.
О наличии дистанционных сотрудников, работающих из-за рубежа, рассказали 9% российских работодателей, сообщают аналитики Исследовательского цента SuperJob. В целом же работники на удаленке как находящиеся в России, так и за ее пределами, есть сегодня в 36% предприятий и организаций. Причем в двух из трех таких компаний дистанционного персонала осталось мало: менее 10% от штатной численности. По данным SuperJob, вакансий, предлагающих удаленную занятость соискателям из Пермского края, – 5% (от общего числа вакансий в регионе). Это в целом соответствует и общероссийской статистике.
Чаще всего удаленно работают специалисты, занятые в digital-сферах, подмечает Head of PR Solar Staff Александр Норовяткин. По его словам, специалисты при этом могут работать на компанию не только в качестве штатных сотрудников, но и как фрилансеры. «В одном из наших недавних исследований мы проанализировали более ста компаний в различных сферах и выяснили, что чаще всего бизнес обращается за услугами к разработчикам, веб-дизайнерам, менеджерам, консультантам, копирайтерам, аналитикам, а также к контент-менеджерам и менеджерам проектов», – отмечает эксперт.
Отследить точную географию специалистов на удаленке трудно, поэтому эксперты предпочитают использовать в своих исследованиях общие статистические данные. Так, по информации Solar Staff, сегодня в России зарегистрировано более 19 млн фрилансеров, и этот рынок продолжает расти. Также в 2023 году на 70% увеличилось количество фрилансеров в статусе ИП. Сейчас порядка 50% от всех российских фрилансеров работают в статусе физического лица, отмечают в компании по работе с фрилансерами Solar Staff.
Свобода в графике и географии, а также развитие налоговых статусов сильно способствуют появлению большего числа фрилансеров, говорит Head of PR Solar Staff Александр Норовяткин. «В первом полугодии 2023 года количество самозанятых граждан в России увеличилось в шесть раз по сравнению с 2021 годом. Это связано с тем, что самозанятость – один из самых удобных налоговых статусов для фрилансеров, который позволяет вести свою деятельность прозрачно и при этом платить относительно невысокие налоги», – поясняет г-н Норовяткин.
По данным УФНС России по Пермскому краю, на 1 января 2023 года в Прикамье зарегистрировано почти 111,2 тысячи самозанятых. В сравнении с 1 января 2022 года их число увеличилось на 62%, или почти на 42,6 тысячи человек.
Удаленная работа открывает новые возможности для специалистов, утверждают эксперты.
Как отмечают в Solar Staff, доход российских фрилансеров вырос на 53% в первой половине 2023 года по сравнению с аналогичным периодом в 2022 году. Большинство российских фрилансеров (89%) выводят деньги на карты российских банков – около 100 тыс. рублей в месяц. На иностранные карты выводят деньги около 9% фрилансеров, а средняя сумма перевода – 310 тыс. рублей в месяц.
Разрыв в доходах фрилансеров в России и за ее пределами связан с несколькими факторами, замечает Head of PR Solar Staff Александр Норовяткин. «Во-первых, в другой стране фрилансеру необходимо знать как минимум один иностранный язык, чтобы находить и эффективно выполнять заказы. Если фрилансер помимо английского языка знает, например, испанский – ему открываются заказы из Испании и Латинской Америки. Во-вторых, цены на услуги фрилансеров могут сильно отличаться от страны к стране, единого бенчмарка нет. Фрилансер, работающий на заказчика из Швейцарии, может получать намного больше, чем фрилансер, работающий на заказчика из стран СНГ», – считает г-н Норовяткин.
Официального термина «фрилансер» в законодательстве РФ нет, говорит руководитель юридической практики в SuperJob Александр Южанин. Эксперт поясняет, что обычно под фрилансером понимают «свободного работника», то есть специалиста, который работает удаленно в любом удобном для него месте. Как правило, фрилансер также не привязан к строгому графику работы: от него требуется предоставить лишь качественный результат своего труда.
«Исходя из этого определения, можно выделить два основных вида фрилансера: это дистанционный работник (то есть человек, который работает по трудовому договору) или специалист, который работает по договору гражданско-правового характера (ГПХ). Самые частые виды ГПХ – это договор подряда или договор оказания услуг. Чаще всего под фрилансерами понимают именно второй вид специалистов − исполнителей по договорам ГПХ», – говорит г-н Южанин. Эксперт отмечает, что зачастую такие фрилансеры ведут свой мини-бизнес, они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или имеют статус «самозанятых».
Игры интеллекта. Как использовать нейросети для бизнеса и не нарушить законНесмотря на очевидные плюсы удаленной работы, большинство компаний сегодня отходят от полной удаленки к гибридному варианту, отмечают эксперты. Такой формат работы предполагает, что сотруднику нужно несколько дней в неделю трудиться в офисе. Это связано с потребностью выстроить комфортное и продуктивное взаимодействие внутри команды, что не всегда удается на расстоянии.
«Работодатели не возражают против работы из дома, но видят потребность в живых встречах коллектива. Порой и сами сотрудники испытывают потребность поработать из офиса – для кого-то это просто более комфортно и удобно, кому-то так проще наладить рабочие процессы», – поясняет Head of PR HeadHunter Урал Анна Осипова.
По данным Исследовательского центра SuperJob, если работодатель решит, что его сотрудники должны перейти с удаленки или гибридного графика на работу в офисе, значительная часть из них в Перми уволится из компании (43%). 37% подчинятся приказу. Еще 20% затруднились с однозначным решением: «Буду обговаривать условия возвращения в офис». Больше всего готовых расстаться с работодателем, но не с удаленкой, среди тех, кто трудится в режиме home-office всю неделю (64%). Сотрудники на гибридном графике более лояльны компании: каждый второй из них без проблем вернется работать на территории работодателя (51%). Среди женщин больше тех, кто однозначно откажется работать в офисе и предпочтет уволиться (55% против 33% среди мужчин): «У меня двое маленьких детей. Единственная возможность работать – удаленка», отмечают в Исследовательском центре SuperJob.
Удаленка – наше все и навсегда, утверждает президент и основатель SuperJob Алексей Захаров. По его словам, компании попытались вернуть сотрудников в офисы, но у многих это не получается, люди не горят желанием возвращаться. «Поэтому она никуда не денется и останется с нами надолго. Конечно, во время пандемии в онлайн ушли сильно больше людей, чем могло там находиться. Сейчас удаленка не пропадает, а происходит коррекция рынка. Поэтому подобных вакансий становится меньше, но их количество все равно будет в разы больше, чем до ковида», – дополняет г-н Захаров.
Хотя удаленная работа и становится популярной, трудно представить, что в будущем она полностью заменит офисную работу, подтверждает Head of PR Solar Staff Александр Норовяткин. Текущая инфраструктура и система менеджмента не готовы к этому, говорит эксперт. «Например, решения для дистанционных встреч вроде Zoom работают неидеально, а людям сложнее придумывать идеи виртуально, в отличие от брейнштормов «вживую». Скоростной интернет тоже пока что недоступен в любой точке мира, а менеджеры еще не поняли, как правильно оценивать вклад удаленных сотрудников в работу компании. Пока эти и подобные вопросы не будут решены, удаленная работа не сможет заместить офисную», – конкретизирует г-н Норовяткин.
Креатив в спокойствии. Что происходит на пермском рынке интернет-рекламы