Автор: Даниил Сенин
В Пермской Торгово-промышленной палате состоялся круглый стол, на котором участники обсудили «ходовые» причины, по которым строительный бизнес в Пермском крае привлекает к себе внимание со стороны налоговых органов. Спикером выступил Алексей Мошкин, налоговый консультант, член палаты и руководитель «Центра налоговой помощи». Опираясь на собственную практику, он обозначил три основных направления, по которым налоговики на сегодняшний день чаще всего предъявляют претензии плательщикам налогов – это спорные контрагенты, дробление и зарплатные налоги.
В первую очередь эксперт остановился на проблеме сомнительных контрагентов. Представители фискальных органов регулярно предъявляют компаниям обвинения в умышленном занижении налогооблагаемой базы посредством заключения фиктивных договоров с «техническими» организациями.
«Это самый массовый вид споров – он затрагивает более 2/3 всех разбирательств. Налоговики в ходе проверок пытаются доказывать, что никаких сделок на самом деле не было, все только на бумаге. Результат – доначисление налогов, штрафов и пени», – пояснил спикер.
На круглом столе Алексей Мошкин на реальных кейсах показал механику процесса – как технично действуют проверяющие на практике, какие инструменты используют и какие доводы потом принимаются судами. В качестве одного из примеров – спор налоговой с крупным налогоплательщиком региона, в котором выездную налоговую проверку (ВНП) провели за 2016-2018 годы, а до рассмотрения дела в суде дошло только в июне 2023 года.
«Есть большой временной лаг между периодом, когда вы ведете бизнес, и тем, когда его будут проверять фискальные органы. Раньше много что считалось допустимым, налогоплательщики чувствовали себя более вольготно. Сегодня же эффективность и жесткость налогового контроля возросли в разы», – акцентировал внимание Алексей Мошкин.
Эксперт заметил, что по отдельности те или иные признаки, используемые налоговой в качестве признаков сомнительного контрагента, не говорят о его фиктивности. Но, наслаиваясь один на другой, дают полное право усомниться в чистоте сделок между проверяемым налогоплательщиком и подозрительной компанией.
«Налоговики доказывают, что у контрагента нет ресурсов, ее директор – асоциальная личность, что компания является пустышкой, которая ничего не закупает. Деньги на ее расчетный счет поступают за самые разнообразные виды деятельности – сегодня это поставка канцелярии, завтра нефтепродукты, а через несколько дней и вовсе услуги консалтинга», – пояснил г-н Мошкин.
В числе иных признаков нарушений эксперт отметил грубые ошибки в первичной документации, отсутствие доказательств о реальности сделок, проявлению должной осмотрительности при выборе контрагента.
Для строительной отрасли дробление – процесс привычный и почти обыденный. В бизнес-процессах очень часто участвует не одна компания, а целая группа ООО и предпринимателей. Причем многие из них пользуются специальными льготными налоговыми режимами. Это допустимо, но только если уменьшение налоговой базы не было целью такого «дробления». Должна быть разумная деловая цель, экономическое обоснование того, что это легальное структурирование бизнеса. В случае отсутствия такового всем причастным может грозить лишение права применения УСН, патента и доначисление гигантских сумм налогов.
Алексей Мошкин рассказал, что триггерами для налоговой при отслеживании дробления служат, к примеру, взаимозависимость участников группы, их несамостоятельность, подконтрольность, отсутствие собственных ресурсов и опыта, массовая централизованная регистрация бывших сотрудников компании в качестве индивидуальных предпринимателей и так далее.
«Все счета ИП открываются в одном банке. Единственный заказчик новоиспеченных предпринимателей – головная компания. Никаких иных источников доходов нет. У всех участников группы одни и те же представители по доверенности, одна бухгалтерия, одни и те же IP-адреса при входе в интернет-банк и сдаче налоговой отчетности. Все это признаки единого бизнеса с централизованным управлением», – рассказал г-н Мошкин.
Однако опровергнуть подобные претензии все же можно. В одном из примеров, озвученных экспертом, проверяемое лицо заключило договоры с рядом ИП, среди которых были его бывшие работники. Сотрудники налоговой настаивали на том, что никакой реальной деятельности они не вели.
«В конечном итоге налогоплательщику удалось доказать, что значительная часть тех, кого он привлекал к работам, полностью автономны и на самом деле осуществляют реальную деятельность. Этого удалось добиться благодаря активной позиции самого налогоплательщика и предпринимателей. Добиться отмены решения фискального органа по итогам налоговый проверки возможно. Но сложно», – сказал Алексей Мошкин.
Кроме сказанного поводом для налоговой признать дробление фиктивным способны такие факторы, как родственные связи между проверяемым и контрагентом, пересечение финансовых потоков, общие площади, сайты, персонал, адреса, фирменный стиль и спецодежда, а также полное совпадение видов деятельности, поставщиков и покупателей.
Зарплатные дела редко доходят до суда, но, тем не менее, занимают одно из центральных мест в системе претензий налоговых органов к строительному бизнесу.
Не меньший интерес налоговиков привлекает все, что связано с наймом самозанятых. Многие работодатели вместо того, чтобы платить страховые взносы за штатных сотрудников, переключились на самозанятых. Но компании, подчеркнул эксперт, не уделили достаточного внимания легальному оформлению подобных взаимоотношений и организации работы с самозанятыми в целом. В результате налоговики успешно доказывают подмену трудовых взаимоотношений, переквалифицируют договоры ГПХ с самозанятыми и доначисляют налоги.
«Налоговая вычисляет это при помощи разных критериев, сейчас это поставлено на поток. Оценивается характер взаимоотношений компании и самозанятого – похожи ли они на трудовые, суммы оплат, их частота, централизованная регистрация и оформление чеков. Если таких «сотрудников» у налогоплательщика не один, не два, а пять – то его «привлекательность» для налоговой значительно вырастает», – привел пример эксперт.
По мнению Алексея Мошкина, нельзя недооценивать налоговую. Ведомство эволюционировало, и сейчас это самая результативная государственная структура, которая способна эффективно выявлять и доказывать нарушения налогового законодательства.
Одно из самых важных изменений в налоговом контроле – он стал более оперативным и неформализованным. В приоритете – предпроверочный анализ, рабочие встречи в ФНС и «побуждение» налогоплательщиков к добровольной доплате налогов, самостоятельное устранение рисков прошлых периодов.
«Фактически мы все сейчас живем в режиме «проверки без проверки», это идет в фоновом режиме 24/7. Автоматизированные комплексы ФНС и налоговые инспекторы постоянно кого-то проверяют. Причем сама по себе налоговая проверка начинается гораздо раньше того момента, когда вы узнаете о ней. Источников информации для отбора потенциальных нарушителей у налоговой множество – налоговая отчетность, движение средств по расчетным счетам, банковским картам и так далее. Потом начинаются требования о предоставлении документов, допросы сотрудников, в том числе бывших, и так далее», – поведал эксперт.
Тем не менее, Алексей Мошкин уверен, что налогоплательщик обладает возможностями отстоять свою позицию. Но для этого нужно занимать активную позицию, правильно коммуницировать с налоговиками и включаться в налоговый спор как можно раньше.
«Не стоит игнорировать повышенное внимание фискальных служб. Если вас приглашают на рабочую встречу – лучше сходить. Так у вас появится понимание, что от вас хотят, насколько серьезны претензии. Но это не значит, что идти нужно неподготовленными. Нужно объективно оценить, какие претензии могут быть к вам, насколько сильны ваши позиции. Когда вы уже там – задавайте больше вопросов, уточняйте все, что непонятно, и берите тайм-аут для анализа ситуации и принятия решения. Если оснований для доплаты налогов нет, то по итогам встречи подготовьте развернутый, мотивированный ответ на протокол. В нем нужно дать правовую оценку действиям ФНС, донести свою позицию по спорным вопросам и привести свои доказательства. Это самое разумное и эффективное, что вы можете сделать, чтобы отбиться от претензий и начать формировать правильный имидж налогоплательщика, который знает свои права и готов их отстаивать», – резюмировал Алексей Мошкин.Пермь постиндустриальная. Как креативный класс чувствует себя в Перми?