Роды, похороны и вылеты. Пермский край обновил сразу несколько демографических антирекордов

Весной 2023 года рождаемость и смертность в Пермском крае достигли рекордно низких значений за последние 5 лет. Однако население продолжает сокращаться из года в год. Business Class подробно анализирует демографическую ситуацию в Пермском крае.

Автор: Ростислав Толмачев

Отрицательный прирост

В апреле 2023 года рождаемость в Пермском крае достигла рекордно низкого уровня за последние пять лет. В течение месяца родились лишь 1725 человек. По сравнению с апрелем 2018 года, когда родились более 2400 человек, данный показатель сократился почти на 30%. Снижение шло ежегодно. Так, в апреле 2019 года – 2348 человек, в 2020 году – 2196 человек, в 2021 году – 2091 человек, а в 2022 году – 1755 человек.

Параллельно с рождаемостью показатель смертности в Пермском крае также достиг рекордного минимума. В апреле 2023 года умерли 2509 человек, что является самым низким показателем за последние 5 лет.

В результате отрицательный естественный прирост населения сохраняется на протяжении всех последних пяти лет без исключения. Однако в 2023 году наблюдается положительная динамика этого показателя и возврат к значениям, характерным для периода до пандемии COVID-19.


«Население сокращается, темпы нарастают, но в 2020-2021 гг. убыль резко увеличилась. Одна из причин – пандемия Covid-19. Пермский край оказался среди 10 регионов, где смертность по этой причине была самой высокой. Среди всех субъектов РФ Пермский край по уровню рождаемости – на 34-м месте», – сообщает кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии ПГНИУ Людмила Хачатрян.

Низкий уровень рождаемости, по мнению доцента ПГНИУ, связан с утверждением в России новой социальной нормы на малодетность. Эксперт отмечает негативное отношение к многодетным на бытовом уровне, а также откладывание появления первого ребенка семьями из-за необходимости получения образования и развития карьеры родителями. Это приводит к тому, что девушки приходят к моменту планирования первого ребенка в процессе угасания репродуктивной функции, что, конечно, сказывается на показателях рождаемости. Помимо этого, на рождаемость влияет повышение пенсионного возраста для женщин, так как «молодые матери не смогут рассчитывать на помощь в уходе за младенцем со стороны своей матери, ведь та еще будет работать», – утверждает социолог.

Общая численность населения Пермского края на 1 января каждого года также сокращается. В 2018 году численность составляла 2,62 миллиона человек, а в 2023 году она уже снизилась до 2,5 миллиона человек. Данные 2023 года были скорректированы с учетом переписи населения 2020 года, результаты которой показали более низкую численность, чем предыдущие оценки.

По словам Александра Ноды, директора социологического агентства «СВОИ», на снижение уровня рождаемости влияют не только текущие социально-экономические и социально-политические условия и реализация мер по стимулированию рождаемости, но и проявление демографических волн: «Это отчетливо видно на демографической пирамиде России и также характерно для Пермского края. Наибольшую долю в общей численности населения составляют люди, родившиеся в 70-80-х годах, когда был отмечен рост рождаемости».

«В настоящее время в детородный возраст входят дети, родившиеся в 90-х годах, когда наблюдался спад рождаемости. В такой ситуации необходимо сосредоточить усилия по стимулированию рождаемости на конкретных группах населения. Особое внимание следует уделить жителям сельских населенных пунктов, молодым семьям, которые берут ипотеку или улучшают свои жилищные условия, а также людям, выросшим в многодетных семьях», – сообщает г-н Нода.

Член общественной палаты Пермского края Надежда Агишева согласна со значимостью фактора жилищных условий, однако ставит под сомнение возможности региональных властей в части стимулирования рождаемости и подчеркивает культурные особенности страны. «По данным исследователей, причиной отказа от рождения детей является низкий уровень доходов, отсутствие жилья. Не уверена, что региональные власти могут автономно от государства решить все вопросы повышения экономического благосостояния в отдельном регионе. Кроме того, есть культурные особенности – в России рожают больше совсем не там, где самые высокие доходы», – считает г-жа Агишева.

Миграция

Миграционная убыль в Пермском крае имеет положительную динамику. Если пять лет назад количество уезжающих ежемесячно на 400-700 человек превышало количество приезжающих, то теперь разрыв сократился до 100-400 человек. За пять лет была зафиксирована положительная динамика, однако миграционный отток населения продолжается.

По данному вопросу Александр Нода отмечает изменение миграционных настроений жителей Перми: «По результатам опросов, в 2022 году наблюдался рост доли тех, кто не хотел бы менять место жительства (+9% по сравнению с 2021 годом). Однако важно отметить, что сократилась доля тех, кто планирует уехать в другие регионы России (-11%), в то время как увеличилась доля желающих уехать за границу (+6%). Такая тенденция может быть связана с изменением приграничной обстановки. Рост эмиграции является негативной тенденцией, поскольку уезжающие люди обладают доходами и образованием, а прибывающие в основном являются низкоквалифицированной рабочей силой. Более того, заработанные ими средства отправляются на родину и не поступают в российскую экономику».

​Дедлайны в кровати. Что происходит с удаленной занятостью в Пермском крае?

Людмила Хачатрян также отмечает разницу между приезжающими трудовыми мигрантами и уезжающими выпускниками вузов, а также подчеркивает значимость экономического фактора при переезде из Пермского края в столичные регионы: «Прибывают к нам трудовые мигранты из стран СНГ. В 2021 г. приехало 4544 чел., среди них резко возросло число таджиков – 1858, это в три раза больше, чем в 2019 г. Убывать из края стало поменьше: в 2014 г. выехали 6686 чел., в 2017 г. – 4111 чел., а в 2021 г. – 1648 чел. То есть ситуация складывается такая: кто планировал переезд из края, уже уехали. Многие выпускники вузов стараются уехать из края в Москву, Санкт-Петербург и в лучшем случае для них – за рубеж, где выше и уровень оплаты труда, уровень жизни. Особенно это относится к IT-специалистам, зарплата которых в Москве и в других центральных территориях намного выше, чем в крае. Так, в Москве по данным Госкомстата средняя зарплата составила в этом году 110 тыс. руб., у врача – около 161 тыс. И в Пермском крае – 45,6 тыс.».

Аналогичную оценку дает доцент ПНИПУ, кандидат политических наук Юлия Лекторова, которая предлагает обращать внимание не на количество мигрирующего населения, а на его экономическую и культурную значимость для региона: «Существует закономерность, и она звучит так: чем беднее население живет, тем меньше оно передвигается, переезжает. Уехавшие, конечно же, имеют финансовую возможность для передвижения. В основном это городское, образованное население, с высокой потребительской корзиной и, следовательно, для экономики это принципиальная потеря. Поскольку это достаточно прогрессивное комьюнити, которое задавало определенные тренды и на потребление, и на образование, и на реализацию урбанистических проектов».

Что у соседей?

Среди ближайших для Перми крупных регионов – Республики Татарстан и Свердловской области – наиболее заметно отличие в показателях Татарстана. По сравнению с Пермским краем и Свердловской областью в Татарстане наблюдался положительный естественный прирост населения вплоть до 2020 года.

В части миграции отличия от соседей у Пермского края более заметные. В Пермском крае последние пять лет, за исключением одного месяца, миграционный прирост был отрицательным. В свою очередь, в Татарстане почти все это время наблюдаются положительные значения, а в Свердловской области количество отрицательных и положительных месяцев распределилось примерно поровну.

Что будет дальше?

По прогнозам Росстата, численность населения Пермского края продолжит сокращаться и к 2036 году достигнет отметки в 2,39 млн жителей. Это, безусловно, вызов для региона и требует принятия мер по стимулированию рождаемости и привлечению мигрантов, чтобы обеспечить сохранение существующей численности населения.

Эксперты, как и Росстат, также предсказывают снижение демографических показателей. «Сейчас закладывается фундамент для очередного демографического провала: на Украине погибают мужчины репродуктивного возраста. А дальше выстраивается цепочка – нерожденные дети погибших на фронте, нерожденные внуки погибших... В науке это явление обозначено как демографическое эхо, которое дает о себе знать примерно каждые 25-30 лет в течение 100 лет», – описывает тенденции демографии доцент ПГНИУ Людмила Хачатрян

Отрицательный прогноз у экспертов возникает и при разговоре о миграции, которая может нивелировать потери от демографических ям. Кроме того, Людмила Хачатрян отмечает негативные эффекты от замещения демографических провалов мигрантами: «И миграция, цель которой – обеспечить миграционный прирост населения, не в состоянии компенсировать естественную убыль. Пермский край не обладает той привлекательностью, которая активизировала бы приток трудовых мигрантов. Миграция в целом приводит и к ряду нежелательных, для принимающей стороны, последствий: очень часто приезжие не торопятся интегрироваться в непривычное для них общество. Также вместо выезжающих из края лиц категории «утечки умов» прибывают низкооплачиваемые трудовые ресурсы, при этом в местах компактного проживания мигрантов зачастую обостряется криминогенная обстановка. В целом мы видим, как постепенно в населении Российской Федерации сокращается доля русских: по переписям населения: 2002 г. – 79,85%; 2010 г. – 77,7%; 2020 г. – 74,6%».

Кандидат политических наук Юлия Лекторова ссылается на результаты своего научного исследования молодежи Пермского края, которое показывает желание уехать у абсолютного большинства молодых людей Прикамья: «Положение Пермского края осложняет соседство с Татарстаном и Свердловской областью, которые относятся к «высшей лиге», к числу так называемых «регионов-магнитов». В них отток местных абитуриентов в полной мере компенсируется превышающим его притоком иногородних студентов, в том числе из Перми, которые по окончании учебы склонны здесь же находить работу и строить свое будущее. Это дополнительный фактор риска, если учесть, что среди пермской молодежи отмечается достаточно высокий уровень миграционных настроений. Практически 72% молодых людей в долгосрочной перспективе собираются переехать из Перми».

В качестве целей региона на будущее доцент ПНИПУ Юлия Лекторова видит повышение престижности проживания в краевой столице, создание дополнительных возможностей для перспективной молодежи: «Очевидно, что в логике молодежной политики в качестве первоочередных целей следует удержание молодежи если не на местах в регионе, то как минимум в краевом центре. А сделать это возможно лишь в том случае, если местная молодежь в большинстве своем разглядит в факте своего проживания в Перми определенную престижность, перспективность, достойное будущее».

Грузинский вопрос. Из Перми выдали допуски на прямые перелеты в Тбилиси, Батуми и Кутаиси

Данные в графиках: Росстат