Пассажиропоток всего общественного транспорта Перми за шесть месяцев достиг 114,7 млн поездок и на 22,1% превзошел показатель первого полугодия 2022 года. Разбираемся, какими автобусами и трамваями пермяки стали пользоваться чаще, а какими реже и почему.
В департаменте транспорта администрации Перми предоставили Business Class информацию о количестве пассажиров на каждом маршруте общественного транспорта по итогам I полугодия 2023 года. Рейтинг направлений с самым большим пассажиропотоком открывает автобус №77 «Ул. Памирская – ул. Мильчакова». За январь-июнь текущего года по этому маршруту совершено 5,7 млн поездок. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года показатель вырос на 26,1%.
На втором месте – маршрут №14 «Ул. Маяковского – ул. 2-я Запорожская», где количество пассажиров за год увеличилось на 21,9%. На третьей позиции – №27 «Площадь Дружбы – м/р Нагорный», где рост пассажиропотока составил 17,9%. Если сравнивать с итогами первого квартала 2023 года, то эти два направления поменялись местами.
Более 4 млн человек проехали по маршруту №68 «Пермь II – м/р Садовый», что обеспечило ему четвертую позицию в рейтинге. Пассажиропоток здесь вырос почти на треть. Замыкает пятерку лидеров автобус №36 «Театр «Ироничная компания» – Вышка-1».
маршрут | пассажиропоток | ||
6 мес. 2022 | 6 мес. 2023 | динамика | |
77 | 4 521 711 | 5 702 513 | 26,1% |
14 | 4 113 434 | 5 015 642 | 21,9% |
27 | 3 959 650 | 4 669 677 | 17,9% |
1 | 3 219 303 | 4 279 059 | 32,9% |
36 | 3 211 139 | 3 914 909 | 21,9% |
20 | 2 975 540 | 3 640 394 | 22,3% |
55 | 2 851 333 | 3 217 044 | 12,8% |
15 | 2 724 469 | 3 177 276 | 16,6% |
тм5 | 2 611 339 | 3 098 714 | 18,7% |
50 | 2 428 964 | 3 088 496 | 27,2% |
67 | 2 480 566 | 2 906 250 | 17,2% |
4 | 2 153 819 | 2 698 998 | 25,3% |
3 | 1 914 724 | 2 615 958 | 36,6% |
53 | 2 055 097 | 2 536 002 | 23,4% |
64 | 2 102 408 | 2 470 583 | 17,5% |
По увеличению пассажиропотока за год с огромным отрывом лидирует маршрут №17 «Площадь Дружбы – микрорайон Висим-2». После продления пути следования за пределы микрорайона число поездок выросло в 37 раз.
Тяжелая «львиная» доля. Разбираемся в экономике трамвайных перевозок в ПермиБолее чем на 50% чаще жители стали пользоваться маршрутом №24 «Ул. Памирская – площадь Дружбы». В департаменте транспорта связывают это с добавлением новой остановки «Микрорайон Энергетик». «Ранее остановочный пункт был только в направлении центра, что вынуждало жителей пользоваться кольцевым маршрутом №21. Сейчас на участке оборудованы новый остановочный пункт и переход, что сделало возможность остановки автобуса в обе стороны. Кроме того, в 2022 году маршрут был продлен до станции Левшино, что дало возможность пассажирам совершать пересадку на пригородные электрички и поезда дальнего следования», – рассказали в ведомстве.
В тройке лидеров также маршрут №13 «Песьянка – пл. Карла Маркса» (+47,8%). Здесь такая динамика может объясняться появлением выделенной полосы на участке на переходе Стахановская – Чкалова. Приоритет для движения общественного транспорта при движении в сторону улицы Куйбышева действует с лета 2022 года, при этом существенного влияния на показатель пассажиропотока первой половины прошлого года не оказал, тогда как в цифрах этого года эффект уже виден. Отметим, что с 30 июня 2023 года выделенная полоса организована и для автобусов, следующих в направлении Индустриального района.
В десятку маршрутов с самым большим ростом числа пассажиров по итогам полугодия вошли №3 «Пермь I – м/н Нагорный» (включая временный компенсационный маршрут №3К) и №10 «ПНИПУ – м/н Нагорный». Нагрузка на обеих линиях выросла с закрытием трамвайного движения по ул. Карпинского. «Наблюдается увеличение пассажиропотока на автобусных маршрутах, курсирующих из Индустриального района в район эспланады, ЦУМа и улицы Ленина, где в обычное время курсирует трамвайный маршрут №12», – отмечают в департаменте транспорта.
Ограничения введены для проведения работ в рамках продления ул. Крисанова. С 1 мая маршруты №2 и №12 курсировали только в пределах Индустриального района. С 5 августа стартовал ремонт трамвайных путей на ул. Мира, и на время работ они совсем закрыты.
Трамвайные маршруты, которые не задел ремонт путей, в 2023 году значительно нарастили пассажиропоток. Существенней всего – №7 «Пермь II – ВРЗ» (+46,3%). Выраженная положительная динамика у трамвайных направлений №2 и №4.
маршрут | пассажиропоток | ||
6 мес. 2022 | 6 мес. 2023 | динамика | |
17 | 18 463 | 686 641 | 3619,0% |
24 | 511 258 | 775 297 | 51,6% |
13 | 1 025 166 | 1 515 212 | 47,8% |
25 | 176 411 | 258 791 | 46,7% |
тм7 | 1 427 532 | 2 088 102 | 46,3% |
10 | 1 561 875 | 2 214 612 | 41,8% |
48 | 184 828 | 256 572 | 38,8% |
тм4 | 1 477 687 | 2 040 299 | 38,1% |
3 | 1 914 724 | 2 615 958 | 36,6% |
1 | 3 219 303 | 4 279 059 | 32,9% |
тм2 | 633 472 | 837 850 | 32,3% |
22 | 253 141 | 333 194 | 31,6% |
60 | 1 738 765 | 2 285 675 | 31,5% |
51 | 900 990 | 1 176 731 | 30,6% |
56 | 844 306 | 1 082 751 | 28,2% |
Направлений, где количество совершенных поездок уменьшилось по сравнению с первой половиной 2022 года, всего пять. Самое ощутимое падение – на маршруте №5 «Комсомольская площадь – микрорайон Голый мыс» (–16,1%). Одно из возможных объяснений – пассажиров «перетянул» частично дублирующий маршрут №25 «Комсомольская площадь – Бродовское кольцо». Количество транспортных средств на этом направлении увеличилось с двух до трех, а пассажиропоток вырос на 46,7%.
На маршруте №8 «Микрорайон Крохалева – микрорайон Садовый» – сокращение пассажиропотока. «Возможными причинами могли стать изменения расписания движения всех автобусных маршрутов в микрорайоне Крохалева в течение года», – предположили в департаменте транспорта. По итогам первого квартала фиксировалось снижение порядка 3%, теперь оно достигло 11,3%.
Отрицательная динамика также у автобуса №63, связывающего площадь Дружбы с ул. Крохалева. Отметим, что с апреля текущего года через этот микрорайон проходит новый маршрут №71. Он был открыт в качестве компенсационного в связи с закрытием движения трамваев по ул. Куйбышева. Власти приняли решение сохранить его на постоянной основе. С 12 августа путь следования частично изменится и будет продлен до Перми I. С 8 апреля по 30 июня автобусом №71 воспользовались 445,1 тыс. пассажиров.
Уменьшение числа поездок по маршруту №34 «Микрорайон Новые Ляды – ул. 1905 года» произошло изменение тарифной сетки электропоездов, курсирующих на этом же направлении. А отрицательный показатель на кольцевом маршруте Орджоникидзевского района (№21) связан с перераспределением пассажирского потока на маршрут №24, о чем говорилось выше. В ее отсутствие маршрутом №21 пользовались, чтобы выехать из микрорайона Энергетик.
маршрут | пассажиропоток | ||
6 мес. 2022 | 6 мес. 2023 | динамика | |
5 | 382 686 | 320 978 | -16,1% |
8 | 887 770 | 787 817 | -11,3% |
63 | 716 726 | 663 187 | -7,5% |
34 | 218 889 | 205 860 | -6,0% |
21 | 169 790 | 161 663 | -4,8% |
На фоне продолжающегося роста пассажиропотока встает вопрос об увеличении объемов транспортной работы на наиболее загруженных направлениях. «Основным барьером сейчас является, конечно, количество водителей в штате у перевозчиков», – говорят в департаменте. Количество транспортных средств на линии выросло в 2023 году по сравнению с 2022-м на 25 единиц (до 749).
«По мере возможности количество машин на маршрутах увеличивается. Так, например, запланировано увеличение числа автобусов на маршруте №53 «Центральный рынок – 10-й микрорайон» в осенний период», – сообщили в мэрии.
Дефицит водителей испытывают во многих российских городах, Пермь здесь не является исключением.
«По нашим оценкам, дефицит водителей автобусов составляет 15%, или около 300 человек. По водителям трамвая ситуация существенно лучше», – отмечал начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин в интервью Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ).
Транспортные предприятия – как муниципальное, так и частные – регулярно ведут работу по набору и самостоятельному обучению кандидатов в водители. Кроме этого, организовано взаимодействие со службой занятости по обучению на категорию «Д» за счет средств бюджета. МУП «Пермгорэлектротранс» предоставляет жилье для иногородних сотрудников, санаторно-курортный отдых, поддержку семей с детьми и так далее.
«Несмотря на все это, а также на заработную плату выше среднерыночного уровня (от 60 тыс. рублей), потребность в водителях все еще сохраняется. В целом такая ситуация характерна для многих рабочих профессий, что требует комплексного подхода к формированию их имиджа и привлечения молодежи не только силами транспортной отрасли, а в целом на уровне государственной политики», – отмечал Анатолий Путин.