Здание Пермской художественной галереи (ул. Советская, 1б) строится в социокультурном пространстве «Завод Шпагина». Это один из ключевых проектов в краевой инфраструктурной программе «Пермь-300». Площадь музея – 21 тыс. кв. метров. Это в семь раз больше, чем на нынешнем месте – в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. В собрании галереи хранятся около 54 тысяч музейных предметов, а в постоянной экспозиции представлено лишь 1,5% коллекции. Переезд расширит выставочные возможности и позволит применять современные технологии презентации культурного и исторического наследия.
«Сегодня у нас четыре основных экспозиции. В новом здании их будет пятнадцать. Самые большие пространства займут деревянная скульптура, русское искусство, в том числе ХХ века. У нас есть античные древности, египетские мумии, искусство Востока, светская скульптура, 11 тыс. произведений графики, нумизматика, огромная коллекция декоративно-прикладного искусства, ювелирного, церковного. Все это мы планируем выставить в постоянных экспозициях – 25-26% вместо нынешних 1,5%. Появится зал, посвященный Строгановым, галерея фарфора и стекла, раздел народного искусства… Большие пространства для экспозиций позволят нам выстраивать более сложные и многоплановые диалоги с посетителями», – рассказывает директор Пермской государственной галереи Юлия Тавризян.
Диалог – важная составляющая миссии, которую для себя сформулировала команда музея: вдохновлять жителей Пермского края на взаимодействие с миром, его осмысление. И вдохновлять мир – в том числе гостей региона, туристов – на общение с Пермским краем, понимание его характера и устремлений.
«По мировым стандартам, две трети площадей музея должны занимать пространства для посетителей и только одну – экспозиции. В нынешнем здании у нас общественных пространств нет. Современный музей – это место контакта со зрителем, где посетитель может находиться долгое время. Поэтому для нас важно, что первый этаж здания, где будут размещаться зал для временных выставок, образовательный центр. Это пространство соединено переходом со зданием, которое отведено под кафе. Мы планируем, что эта часть станет функционировать независимо от режима работы галереи», – говорит Юлия Тавризян.
В многофункциональные залах можно организовывать лекции и кинопоказы, даже спектакли. Предусмотрены залы для занятия творчеством, открытая библиотека – в галерее собрано более 30 тыс. изданий об искусстве. Кроме того, есть колоссальный научный архив, который по планам станет доступен как минимум для специалистов.
Искусство есть. В новом здании Пермской галереи построят двухэтажное кафеПроект разработало архитектурное бюро SPEECH под руководством Сергея Чобана. Он известен как автор проекта небоскреба «Федерация» в Москва-Сити (одна из первых работ). В портфолио SPEECH есть музейные здания и экспозиции, например, музей архитектурного рисунка в Берлине. Из работ последних лет – павильон России на выставке EXPO-2020 в Дубае.
По словам Юлии Тавризян, специально построенное по проекту крупного архитектурного бюро здание для регионального музея – это вдохновляющая история и пример, которому затруднительно подобрать аналоги в России. Поскольку как правило при размещении музея речь идет о подборе и приспособлении существующих зданий.
«Пермская галерея – первый художественный музей на Урале и один из крупнейших региональных в России, визитная карточка всего Прикамья и его культурный центр. Мы строим здание для музея с нуля, таких примеров в других регионах не вспоминается. Его ввод позволит перевезти уникальную коллекцию шедевров галереи из Спасо-Преображенского кафедрального собора и представить ее в просторных и современных пространствах», – отмечал губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.
Сейчас команда галереи готовится к переезду и перевозу коллекции. Это масштабный и трудозатратный процесс: понадобится порядка 20 тысяч часов упаковочных работ совместно с хранителями коллекций.
Коллеги-музейщики, признанные деятели искусств, высоко оценивают значение Пермской галереи для культуры всей страны, а не только Прикамья. «Это далеко не только региональный художественный музей, а национальное, общероссийское достояние. В Спасо-Преображенском кафедральном соборе замечательная атмосфера, но для размещения экспозиций это здание не очень удобно – можно показать лишь малую часть коллекции», – рассуждает президент Русского музея Владимир Гусев.
«Пермская галерея – музей в крае с богатой историей, который может по праву гордиться как шедеврами искусства, так и людьми, которые их изучают, сохраняют и показывают. Желаю, чтобы новое здание получилось таким, каким они хотят», – отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в документальном фильме «На пороге нового века», снятом к юбилею музея.
Концепция постоянной экспозиции художественной галереи предполагает организацию 10 основных разделов и пяти дополняющих их «кабинетов».
Началась разработка проектной документации по реставрации Спасо-Преображенского собора1. «История создания музея и формирование коллекции. Отцы-основатели»
2. «Строгановы. Вклад»
3. «Древнерусское искусство»
4. «История западноевропейского искусства в собрании русских коллекционеров»
5. «Галерея русского фарфора и стекла»
6. «Русское искусство XVIII-XIX веков»
7. «В поисках стиля. Искусство конца XIX – начала XX века»
8. «История русского и советского искусства ХХ века»
9. «Народное искусство Пермского края. Дерево, нить, глина, металл»
10. «Пермская деревянная скульптура»
Эти разделы дополнят «Кабинет редкостей» с предметами Античности и Древнего Египта, два «Кабинета графики», «Кабинет нумизматики» и «Бронекладовая» – открытое хранилище изделий из драгоценных металлов.
Новое здание Пермской галереи – пример того, как архитектура исходит из концепции музея, его потребностей, ценностей, миссии. В первую очередь специалисты бюро SPEECH провели анализ музейной коллекции. Архитекторы задавали много вопрос о потребностях галереи. Какие экспозиции будут? Какое оборудование в образовательном центре? Как должен падать свет в реставрационных мастерских? И смогли учесть это в проекте.
Специалисты архитектурного бюро PROJECT ELEVEN разработали уникальный дизайн-проект внутреннего пространства Пермской художественной галереи. Для погружения в тему в прошлом году они вместе с научными сотрудниками галереи отправились в экспедицию на север Прикамья.
Музей современного искусства PERMM откроется на новом месте 21 октябряГенеральным подрядчиком выступает русско-турецкий холдинг «ЛимакМаращСтрой». С компанией в марте 2021 года подписан контракт на 4,2 млрд рублей. Общие расходы с учетом музейного оборудования изначально оценили в 5,2 млрд рублей. Но ввиду значительного подорожания стройматериалов сумма выросла до 6,3 млрд рублей. Строительство объекта поддержано на уровне правительства страны – регион получил 1,75 млрд рублей из федерального бюджета.
Для отделки фасадов здания используются стеклянные витражи и медные листы. Это дорогой облицовочный материал, и его использование обосновано не только внешними качествами, но и внутренним смыслом. Здание строится в непосредственной близости от того места, где находился Егошихинский медеплавильный завод.