Комитет Законодательного Собрания по развитию инфраструктуры рассмотрел поправки к законопроекту о перераспределении полномочий между администрацией Перми и краевым правительством.
В частности, предполагается, что Министерство образования возьмет на себя полномочия в части назначения и увольнения директоров школ, а также по изменению срока действия трудового договора и установлению порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательной организации.
В ходе обсуждения с возражениями выступил представитель прокуратуры. «В целом передавать данные полномочия возможно, но комплексно – без отрыва от иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании», а не отдельно в части назначения руководителей», – сказал он.
Директор департамента судебной защиты администрации губернатора Пермского края Ирина Сальникова выразила несогласие с позицией прокуратуры.
«Замечания прокуратуры и государственно-правового управления схожи. Их суть состоит в том, что полномочия учредителей регулируются Гражданским кодексом и предполагают некую связь комплекса полномочий – от создания до ликвидации учреждения. Полномочия по назначению и увольнению руководителей тоже рассматриваются в этом комплексе. Позиция коллег – нельзя «разрывать» полномочия. Второй их аргумент связан с тем, что предполагаемая к передаче часть полномочий ориентирована на управление имуществом.
Мы с этой позицией не согласны и полагаем, что нужно глубже подойти к отраслевому законодательству. В первую очередь, нужно обратиться к закону «О местном самоуправлении». Он говорит о том, что возможность передачи полномочий должна быть предусмотрена федеральным отраслевым законом. В «Законе об образовании» прописано, что все перечисленные в нем полномочия – в том числе по назначению и увольнению руководителей – могут быть распределены с муниципального на краевой уровень. То есть, когда мы смотрим в комплексе не только на гражданское, но и на отраслевое законодательство, то видим, что возможность передачи прямо предусмотрена законом», – пояснила юрист.
Ирина Сальникова добавила, что по подобному пути пошли Самарская и Кировская области, а также Москва. «Они передали полномочия учредителей от муниципалитетов на уровень субъекта РФ. Да, они взяли весь объем полномочий, мы первые берем только часть. Но, во-первых, это не запрещено законом «О местном самоуправлении». Во-вторых, если мы обратимся к практике перераспределения полномочий в Пермском крае в сфере энергетики, дорожной и градостроительной деятельности, то во всех случаях имела место частичная передача полномочий. То есть мы по такому пути идем уже некоторое время», – отметила она.
Юрист отметила, что существует и судебная практика относительно того, что подтверждать часть полномочий можно.
Представителю прокуратуры был задан вопрос о перспективах судебного оспаривания обсуждаемого нормативного акта в нынешнем виде. Он ответил, что решение будет приниматься после принятия законопроекта.