На заседании комитета Пермской Думы по экономическому развитию начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин представил результаты работы транспортной отрасли за полугодие. Пассажиропоток вырос на 21 млн человек и достиг 114,9 млн. Доходы сложились в размере 2,3 млрд рублей. Размер дотаций из бюджета с января по июнь 2023 года составил 688 млн рублей – меньше, чем за первое полугодие прошлого года (было 837,1 млн рублей).
По мере перехода все большего количества маршрутов на бескондукторную систему (с 40 в первом полугодии 2022 года до 67 в первом полугодии 2023 года) растет и доля безбилетников – она увеличилась с 16,6 до 21,6 %.
В департаменте транспорта нацелены на усиление работы по привлечению нарушителей к ответственности. Первое предложение в этом ключе – увеличить расходы на зарплату контролеров. Второе – дать им полномочия задерживать безбилетников. Для этого в мэрии планируют выйти с инициативой об изменении федерального законодательства.
За первое полугодие текущего года контрольно-ревизорской службой проведено около 86 тыс. проверок, по результатам составлено 11,1 тыс. протоколов в отношении нарушителей. Вынесено 10,1 тыс. постановлений о наложении штрафа.
За шесть месяцев в бюджет Перми поступило чуть более 4 млн рублей от оплаты штрафов (около 25 % от общей суммы начисленных санкций). Но с запуском автоматизированной системы взаимодействия между органами и благодаря тому, что информация о штрафе с сентября приходит через «Госуслуги», ситуация заметно улучшилась. Менее чем за месяц объем поступлений увеличился с 4 до 8,5 млн рублей.
Депутаты акцентировали внимание на том, что собираемость платы за проезд – один из факторов, от которого зависит развитие отрасли. Председатель комитета Арсен Болквадзе отметил, что необходимо усилить информирование жителей, в том числе с использованием медиасистем в транспорте. Важно доступно и ясно рассказать гражданам, куда направляются средства, поступающие от оплаты проезда.
В мэрии Перми назвали самые прибыльные и самые убыточные автобусные маршрутыПланы по развитию отрасли депутатам представили в ходе обсуждения проекта отраслевой муниципальной программы на 2024-2026 годы. Один из основных ее целевых показателей – пассажиропоток. Ожидается, что по итогам текущего года он составит 203,3 млн человек, а далее достигнет отметки в 226,2 млн. Финансирование программы «Организация регулярных перевозок» на ближайшую трехлетку планируется предусмотреть в объеме 27 млрд рублей.
Ряд плановых показателей относится к характеристикам подвижного состава. Так, запланировано увеличение доли низкопольных автобусов до 96,1 % (сейчас – 94,5 %). Больше станет транспорта, работающего на экологически чистых видах топлива (с 65,8 % в 2022 году до 73,2 %). При этом в проекте отражено постепенное увеличение среднего возраста автобусов: в 2022 году – 2,6 года, в 2023-м – 3,6 года, в 2024-м – 4,6 года, в 2025-м – 5,6 года. В 2026-м – снова «омоложение» – до 5 лет. Динамика связана с циклами заключения долгосрочных контрактов на обслуживание маршрутов.
Ежегодно планируется обустраивать по семь новых остановочных площадок и 12 остановочных павильонов в местах, где площадка для остановки есть, а павильона нет. Количество указано, исходя из предполагаемого на данный момент финансирования – по 118 млн рублей ежегодно. Однако в департаменте транспорта надеются, что в перспективе объемы удастся увеличить.
В рамках концессионного соглашения о комплексной модернизации трамвайной инфраструктуры в 2023 году будет поставлено 44 новых трамвая «Львенок», реконструировано депо «Балатово», 35 км трамвайных путей и семь тяговых подстанций. На данный момент работы в части путей уже развернуты, в отношении депо ведется проектирование, поставлено два новых вагона. В рамках концессионного соглашения наибольший объем финансирования предусмотрен на 2023 год – 4,1 млрд рублей. В основном это средства, которые Пермь получает из федерального бюджета на софинансирование работ.
Депутаты задали вопросы, касающиеся транспортного обслуживания. Алексей Овчинников рассказал, что с начала учебного года жители ЖК «Погода», а также микрорайона Курья жалуются на переполненные автобусы. «Например, маршрут № 33 ходит два раза в час, этого абсолютно недостаточно», – сказал депутат.
Анатолий Путин согласился, что ситуация с транспортной доступностью в ЖК «Погода» – достаточно сложная. Он рассказал, что с 1 сентября запущены отдельные рейсы, связывающие этот жилой комплекс с микрорайоном Ива. «Но в силу серьезных транспортных заторов это не дало должного эффекта – необходимо развитие дорожной сети. Вместе с тем, в конце ноября запустят новый маршрут, по которому будут ходить электробусы, и с гораздо большей интенсивностью, чем автобусы № 33», – отметил начальник департамента.
Заместитель председателя Пермской городской Думы Максим Спиридонов обратил внимание на целевой показатель, связанный с платежной дисциплиной. «Ожидалось, что по итогам 2023 года доля безбилетников будет в пределах 15 %. Сейчас, как отмечается в заключении экспертов к проекту муниципальной программы, показатель не снижается и прогнозируется на ближайшие три года на уровне 20 %. С чем это связано?» – спросил он.
Анатолий Путин пояснил, что такой показатель указан, чтобы корректно спланировать бюджет и избежать ситуации, когда возникнут недополученные доходы. «При этом ни в коем случае не снимаем с себя задачу по снижению текущего показателя. Наряду с усилением контрольно-ревизорской службы мы также уделим особое внимание информированию. Обсуждаем кампанию, в ходе которой еще раз хотим донести, почему важно оплачивать проезд. Что эти деньги идут на развитие транспорта и на то, чтобы он работал качественно», – подчеркнул он.