Автор: Лиза Шандера
Согласитесь, приятно перенестись из осенней Перми в осенний Париж. Тем более, что других способов перемещения во Францию сегодня катастрофически мало. Фильм «Великая ирония» (18+) уже заявлен как завершающий аккорд в фильмографии великого Вуди. Но это не точно. И очень надеюсь, что друг наш Вуди ошибается. Ведь именно он как-то отметил: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». И мы привыкли, что в любой непонятной ситуации отличный рецепт – смотреть новый фильм Вуди Аллена. Ведь если и было в нашем мире что-то стабильное, то это шедевры Аллена, выходящие раз в год.
Критики уже называют «Великую иронию» лучшим фильмом Аллена со времен «Жасмин» (18+) и «Матч-пойнт» (18+). Как отметил в своей рецензии обозреватель Оуэн Глейберман, «в фильме присутствует веселый тон невозмутимого ликования, подкрепленный саундтреком в стиле джаза 1960-х и 1970-х годов».
Для многих Вуди открывал невероятную возможность заочного путешествия. Благодаря Аллену туристы регулярно снимались у моста Куинсборо, заглядывали в книжные лавки и кафе, полюбившиеся героям. Мы следуем за ними по Барселоне, Манхэттену, Риму, Лондону, Сан-Себастьяно. Но больше всего картин режиссер снял в Нью-Йорке. Например, оскароносную «Энни Холл» (18+).
И все же особенно Вуди Аллен любит Париж. Впервые он приехал сюда в 1964 году для работы над фильмом «Что нового, кошечка?» (18+) с Селлерсом и О’Тулом: «Я заранее влюбился в Париж, а потом приехал в город и понял, что он полностью оправдывает все мои ожидания. Тогда я спросил себя: что ты представляешь, когда думаешь о Париже? Совершенно точно, что историю любви. Я же не стану снимать в Париже политический триллер». Это уже четвертый фильм из Франции: «Все говорят, что я люблю тебя», «Магия лунного света» и, разумеется, «Полночь в Париже». Кстати, «Великая ирония» снята на французском языке (который автор не знает) с французскими актерами, город показан глазами горожан, а не туристов. «Это мой последний фильм, я очень люблю Париж, и поэтому он будет на французском», – комментирует Вуди.
Оригинальное дословное название фильма – Coup de chance («Счастливый случай»). Вуди Аллен себе не изменяет и вновь напоминает, что самой главной силой в равнодушной вселенной является Его Величество Случай.
Итак, осенний Париж полон романтики. По иронии сотрудница аукционного дома Фанни (очаровательная Лу де Лааж), конечно, случайно встречает писателя Алена (Нильс Шнайдер), с которым когда-то училась в Нью-Йорке. Оказалось, что парень давно в нее влюблен. Так и начинаются прогулки по паркам и букинистам. Но есть одна проблема (как же без нее?). Фанни замужем за успешным финансистом Жаном (Мельвиль Пупо). Он тоже чертовски привлекателен, умен, ревнив, любуется на свой портрет в кабинете. К слову, один его коллега пропал при странных обстоятельствах. Что дальше..? Узнаем, посмотрев.
В любом случае фильмы Вуди Аллена — это всегда особый рецепт: взять немного романтики, добавить непредсказуемый поворот, приправить фирменными шутками, вписать все это в пейзаж города. И, конечно, крутой актерский ансамбль. Он дает себе полную свободу для импровизаций, добавляя в длинные и смешные монологи как можно больше шуток, игры слов и иронии.
Получился простой, изящный, ироничный фильм, а финал — один из самых остроумных во всей его фильмографии. Гениальный оператор Витторио Стораро, который снял последние несколько фильмов Аллена, тщательно расставляет акценты, давая надежду на лучшее. И в любом случае нам будет казаться, что наш друг Вуди смотрит фильм вместе с нами и посмеивается над человеческой глупостью, которую транслирует.
Сколько нужно еще поводов, чтобы первыми посмотреть этот фильм? Самый главный: мы все очень любим Вуди Аллена. «Лишь одна вещь в этой жизни меня огорчает: я не могу быть кем-то другим», – признался как-то режиссер журналистам. А мы и не хотим другого Вуди.
Предпремьерный показ пройдет с представлением и обсуждением от кинокритика Дарьи Дьяковой. Речь пойдет о кинематографе Аллена и трансформации идей великого режиссера.
Фото - Телеграм-канал «Monica Vitti»