Автор: Лиза Шандера
Если вам хочется немного семейной драмы, психологического триллера с загадочным убийством и побольше судебного фарса, фильм «Анатомия падения» (18+) – то, что доктор прописал. Пермякам одним из первых предстоит разгадать загадку убийства фильма-обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля.
С классиком не поспоришь: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Кажется, с героями фильма «Анатомия падения» (18+) все не так уж плохо. Завораживающая картинка французских Альп, где Сандра (Сандра Хюллер) и Сэмюэл (Сэмюэл Тейс) со слабовидящим сыном Даниэлом (Майло Мачадо Гранер) и псом Снупи живут в милом уединенном шале. Супруги – писатели, но если Сандра уже состоялась, то Сэмюэл пока находится в ее тени и страдает над дебютным «шедевром». Брак двух писателей становится стычкой реализованных и нереализованных амбиций.
Режиссер Жюстин Трие не тянет время с завязкой, убийство мы получаем практически на первых минутах. Раздраженный приходом к супруге журналистки для интервью, Сэмюэл специально врубает музыку на полную «катушку». Даниэл с собакой отправляется гулять, а вернувшись, находит окровавленное тело отца у крыльца дома. Учитывая, что в шале находились только супруги, Сандра становится главной подозреваемой, ей приходится пройти через все круги судебного ада и внимания прессы.
Правда, чем дальше идет следствие, тем больше вопросов. Что же произошло на самом деле в их уединенном альпийском шале?
Детектив не балует спецэффектами – он для любителей тонкого судебного процесса. Жюстин Трие в «Анатомии падения» (18+) развивает историю основательно, точечно используя внезапные, не отличимые от реальности переживания прошлых событий. Интрига сохраняется до самого финала. Актриса Сандра Хюллер призналась в интервью немецким журналистам, что режиссер так и не раскрыла, виновна ли ее героиня: «Я поняла, что этот фильм не столько о том, сделала она это или нет. Он больше о том, что мы чувствуем». Адвокат героини Венсан (Сванн Арло) считает, что в суде нужно не представить правду, а честно рассказать свою теорию происшествия. Правда и честность: где между ними расставить акценты? Во время судебных заседаний Сандра не акцентирует внимание на фактах, а больше фокусируется на чувствах — для нее они важнее. Они и есть та истина, за которую стоит бороться.
Как говорится в сообщении кинопрокатной компании, «по накалу страстей фильм напоминает «Основной инстинкт» (18+) Пола Верховена и «Исчезнувшую» (18+) Финчера». Автору этих строк фильм напомнил мини-сериал «Лестница» (18+) с Колином Фертом, где в убийстве жены обвиняется писатель-криминалист.
«Вы можете рассматривать фильм как типичный детектив с поиском ответа на вопрос: «Кто это сделал?». Мне было интересно использовать судебный процесс по делу об убийстве как предлог, помогающий вскрыть отношения в семье, где есть общий ребенок, но нет общего языка», — прокомментировала Жюстин Трие. Да и один из главных героев, одиннадцатилетний Даниэл, которому пришлось многое пережить, выступая на суде, отметил: «Вам важно, как это произошло, но никто не задает вопрос: «Почему?».
Два с половиной часа пролетают быстро. Изюминка фильма и в том, что герои регулярно на перекрестном допросе переходят с английского на французский. Режиссер и актеры играют со зрителем на равных. Они уверены, что мы сами вполне способны оценить тонкую историю о правде и вымысле. Зрителю предлагают самому разобраться. Решение суда объявляется в финале, после чего хочется пересмотреть фильм еще раз и подумать.
Кто Сандра – пострадавшая или убийца? Здесь особенно хочется отметить талантливую немецкую актрису Сандру Хюллер, которая вкладывает в свои роли столько экспрессии, что ее неслучайно называют «одержимой». Знатоки европейского артхаусного кино вспомнят Хюллер по комедийной драме «Тони Эрдманн» (18+).
Великолепен в роли обвинителя французский актер Антуан Рейнарц, которого узнают по фильму Робена Кампийо «120 ударов в минуту» (18+).
Среди звезд «Анатомии падения» (18+) точно стоит отметить бордер-колли Месси, воплотившего роль любимца семьи Снупа. С него начинается, им же и заканчивается эта история. Режиссер уверена, что собака «была важной частью актерского ансамбля», а его персонаж «служит двойником погибшего отца семейства». Месси есть чем гордиться, он получил «Золотую пальмовую ветвь» – Palm Dog, аналог «Оскара».
Сама картина вошла в шорт-лист Франции на премию «Оскар», а Сандру Хюллер называют главной претенденткой на «Оскар» за лучшую женскую роль. Хотя сама Сандра больше всего гордится, что она еще и лицензированный водитель погрузчика.
Режиссер Жюстин Трие стала третьей женщиной, получившей главную каннскую награду, после Джейн Кэмпион («Пианино») и Жюлии Дюкурно («Титан»).
Предпремьерный показ фильма пройдет 14 октября в киноцентре «Премьер». В прокат фильм выйдет 19 октября.
В ожидании «Великой иронии». В Перми покажут последний фильм Вуди Аллена (18+)Фото предоставлено Пермской синематекой