Автор: Катерина Лучникова
События последних трех лет, эпидемия COVID-19, санкции и обостренная внешнеполитическая ситуация нанесли ощутимый удар по региональному малому бизнесу. Некоторые его представители не смогли остаться на плаву. По данным российской аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, к концу 2022 года количество закрытых компаний в России превысило количество открытых на 38 тыс., что составило 13,6%.
В 2023 году Business Class регулярно делится успешными региональными предпринимательскими кейсами в рубрике «История одного бизнеса». В этот раз Business Class решил сделать исключение из правил и, напротив, рассказать о неудачных проектах, закрывшихся на ранних стадиях развития. Предприниматели в беседе с Business Class проанализировали собственные ошибки, причины неудач и рассказали, как закрытие бизнеса повлияло на их дальнейшую судьбу.
Идея создания шоурума и арт-пространства CHEESE в Чердыни возникла в июне 2023 года. Технического открытия не произошло, работы на объекте прекратились в сентябре 2023 года. Причина – отсутствие потребительской активности, недостоверный анализ рынка и аудитории.
– Идея создания шоурума в городе с населением 4,6 тыс. человек возникла спонтанно: нам с сестрой пришла в голову классная, как нам казалось, концепция. Я выступал как продюсер, сестра – как идейный вдохновитель. Мне хотелось создать место, в котором приятно находиться, где можно будет найти уникальные вещи, примерить их, пощупать. Во главе угла стояла концепция просторного, современного пространства, – рассказывает один из авторов проекта Даниил Неклюдов.
К слову, CHEESE стал не первым его проектом. Даниил также развивает многопрофильный тату-салон в Перми, действующий более трех лет.
– Чердынь с недавнего времени стала активно развиваться и становиться более привлекательной для отечественного туризма. Появились современные гостиницы с дорогими номерами, отрасль развивается. Плюс ко всему в городе низкая конкуренция на рынке продажи одежды. Казалось, что наша идея перспективная, – рассказывает Даниил.
– Первая ошибка, которую я допустил, – это неправильный анализ потребительского поведения, – признается он. Изначально мы ориентировались на свои знания о пермском рынке. В определенный момент решили узнать в местном магазине, как идут продажи. Слова продавца как-будто окатили меня холодной водой: «Бывает, у нас ни одного клиента за целый день. Человек 10 зайдут, посмотрят, но ничего не купят».
Молодой предприниматель поясняет, что, по его прогнозам, даже в таком маленьком городе как Чердынь, в день у шоурума должно было быть хотя бы три клиента в среднем чеке 2 тыс. рублей. Согласно финансовой модели, ежемесячные продажи должны были достигать 300 тыс. рублей. «Это были те условия, в которых представлялось возможным держаться на плаву».
– Вторая ошибка – самонадеянность, ставка на идею, а не на цифры. Я открыл шоурум для себя, построил его согласно своим убеждениям. Таким образом, не учел платежеспособность аудитории. К тому же удаленное управление процессами ни к чему хорошему не приведет, нужен постоянный контроль. Помещение для магазина мы искали как раз удаленно. Я понимал, что если вовлекаться в процесс, то нужно планировать переезд на два месяца. В итоге мы нашли помещение в Чердыни с пермской ценой – 600 руб. за кв. м. Конечно, на аренду и поставки товара каждые три недели нужно было зарабатывать, – резюмирует коммерсант.
Мысль о закрытии проекта посетила Даниила совсем скоро. К тому моменту уже были разработаны дизайн-проекты, найдены поставщики и сформирована заявка на получение господдержки. Но понимание, что отсутствует должный уровень продаж перевесило все.
Мечта Даниила Неклюдова о развитии проекта CHEESE, несмотря на закрытие, все еще жива. По словам героя, реализация подобного проекта возможна только с более глубоким анализом рынка и в более подходящем городе.
– Я смотрю в сторону переформатирования идеи, нежели в сторону полного отказа от нее. С тем же позиционированием и дизайн-проектами мы можем открыть, скажем, кондитерскую. А для исследования ниши выделить больше времени или нанять квалифицированного специалиста, – говорит предприниматель.
Мясо с эмоциями. История основателя бренда и магазина «Мясология» Александра СидорукаКофейня «Поток» открылась на углу ул. Газеты «Звезда» и ул. Екатерининской в 2021 году. Закрытие произошло в июле 2023 года. Причина – низкие финансовые показатели, эмоциональное выгорание собственников, несоответствие ожиданий.
Сооснователь «Потока» Аркадий Медведев рассказывает, что открыть собственную кофейню в 2021 году он решил потому, что много лет работал в этой сфере. «Когда нам с партнером пришла идея создать «Поток», мы до конца не понимали всех нюансов. Я отвечал за финансовую составляющую, а мой партнер – за концепцию, атмосферу, персонал. И то, что в определенный момент мы по очереди выгорели, – это сразу стало заметно. Спустя год мы относились к проекту уже не так, как это было изначально. Тогда и появились первые мысли о закрытии». Аркадий признается, что многие ожидания относительно проекта не подтвердились. И дело не только в финансах, отмечает он: проект не достиг ожидаемого уровня медийности и качества продукта.
Относительно перспектив в дальнейшем развитии кофеен Аркадий Медведев признается, что открывать подобные проекты в ближайшее время он не планирует: «Попробовал, получил опыт, оттолкнулся. Пока ты не пройдешь через стройку, налоги, сертификацию, книгу жалоб и предложений, ты не поймешь офлайн-бизнеса».
Сейчас предприниматель сфокусирован на развитии бренда растительного молока собственного производства и работе в одном из крупных пермских заведений общепита (где также отвечает за финансы).
Бренд одежды JAWS открылся в феврале 2019 года и закрылся 11 месяцев спустя. Причина закрытия – убыточность, недостаточный сбыт.
– Идея создать свой бренд одежды возникла потому, что я всегда наблюдал за дизайнерами. Мне казалось, что это классный способ самовыражения и одеждой может заниматься каждый, – рассказывает предприниматель Артём Скачков.
История началась с того, что группа друзей в далеком 2018 году стала заниматься кастомизацией одежды. – Создавать что-то своими руками было, безусловно, интересно, и сейчас мне этого не хватает. Вместе с тем, на создание одной вещи уходило в среднем 4 часа. Тогда я решил начать выпускать одежду большим тиражом, без ручной работы. В моей голове была простая формула: нахожу производство, другие люди за меня шьют, а потом продаю миллион миллионов единиц, – улыбаясь, признается предприниматель.
– Первую вещь мы создавали только по моему рисунку, – признается Артём Скачков. – Запуск прошел действительно успешно, и мы приняли решение расширить продуктовую линейку – отшить лонгсливы, штаны, рубашки. Приближалась осень, и мы были уверены, что попадем в спрос. Нам казалось, что мы уже все знаем о бизнесе и все умеем. Поэтому я взял несколько сотен тысяч рублей и вложил в производство. Когда партия оказалась готова, за окном был уже ноябрь: люди стали одеваться теплее. Так наша одежда оказалась никому не нужна. После этого случилось еще несколько неокупившихся больших партий.
После третьей неудачи шкафы предпринимателя были заполнены непроданным товаром, он оказался в долгах и решил, что нужно в корне поменять направление и выстроить другую стратегию.
– У нас не было достаточных знаний об управлении рисками и сезонностью. Я прошел через это и понял, что если у тебя нет большого опыта и капитала, не нужно уходить в офлайн-бизнес. Нужно зарабатывать здесь и сейчас, в той сфере, где цена ошибки не так высока и где есть возможность быстро получить обратную связь. Иначе вы рискуете долго готовиться к созданию продукта, а потом однажды проснуться и понять, что это никому не нужно. Как это и было в моем случае.
Артём Скачков сознается, что закрытие бизнеса он долго оттягивал, но справился с ним достаточно легко.
– Я придерживаюсь убеждения, что если ты однажды решил быть предпринимателем, ты им остаешься навсегда. Когда я закрыл свой бренд, на весь пройденный путь стал смотреть как на гипотезу, поэтому переключиться на новое направление для меня не составило большого труда. Самое главное, я уже был готов к тому, что у меня может не получиться, что в процессе могут быть допущены ошибки, – это нормально. В итоге все получилось, – рассказывает Артём Скачков.
В настоящее время он является владельцем успешного рекламного агентства.
Опрошенные собеседники Business Class признались, что смогли применить полученный опыт в дальнейшем. – Я не смотрю на ликвидацию бизнеса как на конец света, выход есть всегда, – говорит Даниил Неклюдов. – Не все бизнес-идеи должны быть успешными, некоторые даны нам для опыта. На мой взгляд, самое главное – это мечта, амбиции, которые будут вести тебя к цели, несмотря ни на что.
Артём Скачков отмечает, что сейчас он принял бы ряд других управленческих решений, находясь в похожей ситуации.
– Если ваша цель – это зарабатывать деньги, то опираться нужно только на цифры. На сегодняшний день в рекламном агентстве я активно применяю полученный опыт. И перед тем, как запустить любую рекламную кампанию, мы тщательно проводим тестирование с минимальными бюджетами, а затем формируем отчеты и собираем обратную связь. Если кампания не приносит ожидаемых результатов, мы ее заканчиваем, а не продолжаем вкладываться до последнего, – говорит Артём Скачков.
– Я бы посоветовал начинающим предпринимателям не гнаться за большими вложениями в бизнес, а сначала провести тестирование, проверить ваши гипотезы. В бизнесе можно доверять только цифрам, поскольку искусственно формировать спрос на рынке очень сложно, – добавляет предприниматель.Миллионы на творчестве. История пермского лейбла, с которым сотрудничают OG Buda и Гио Пика