Автор: Регина Бартули
Сергей Иванович, расскажите, какие важные изменения произошли, на ваш взгляд, в сфере внутреннего туризма в Пермском крае за последние годы? Какие тренды прослеживаются?
– Во-первых, стали давать гранты и вкладывать деньги во внутренний туризм. Такого раньше никогда не было. Государственная поддержка направляется на приобретение снаряжения, на строительство глэмпингов, на оборудование туристических троп. В связи с пандемией и началом военной спецоперации резко ограничилась возможность отдыхать за границей, поэтому многие переключились на внутренний туризм. Еще выросло число людей, занимающихся активным туризмом, в первую очередь сплавами. Этот вид не требует каких-то специальных навыков и серьезных физических усилий, так как реки у нас спокойные. Если в начале 2000-х годов были единичные группы, то за последние лет восемь появилось большое количество специализированных компаний. Люди стали покупать катамараны, каяки и сапборды. Самые популярные реки – Усьва, Чусовая, Сылва, на них в выходные дни даже трудно найти стоянку.
Развивая туризм в Пермском крае, нужно помнить о его основной целевой аудитории – жителях региона. Сейчас работа направлена в основном на привлечение туристов из других субъектов Федерации. Но когда в Перми появится развлекательная инфраструктура, как в других городах-миллионниках (наконец-то построят аквапарк, восстановят зоопарк и т.п.), то естественное количество приезжающих людей в столицу края увеличится. И наоборот – пермяки поедут в малые города и районы края, если там будут созданы условия для отдыха. Надо пользоваться тем, что пока сохраняются сложности с выездом за границу, а цены на перелеты растут даже по России.
Какой вид туризма в регионе необходимо развивать, и что нужно для этого сделать? Чего не хватает Пермскому краю, чтобы увеличился турпоток?
– Проблема заключается в том, что у нас комфортный летний туристский сезон длится 2,5 месяца, а зимний – 3,5 месяца. Прикамье, к сожалению, не Краснодарский край, не Алтай или Камчатка. Во всем мире знают в Иркутской области озеро Байкал, на Камчатке – вулканы, а у нас только Кунгурская пещера. Она не самая большая в мире, есть и поинтереснее, но другого ничего нет. Считаю, в первую очередь надо продвигать горнолыжные комплексы. Губаха зимой – главный центр притяжения в регион. Это курорт, который по трассам, наверное, один из лучших на Урале. Перепад высот там составляет 310 м. Хорошо, что сделали горнолыжный комплекс около Белой горы. Там склон не такой протяженный, как в Губахе, зато открывается красивый вид на Белогорский монастырь. Ведь на любом туристском объекте, особенно горнолыжке, помимо катания, нужно еще получать эстетическое удовольствие. Я не раз говорил, что глэмпинги нужно строить только в знаковых местах. А у нас это делают там, где есть участок в собственности, тем более деньги государство на это дает, а какой спрос будет – не очень понятно.
Лыжня не подошла к горе. Инвесторы изменили концепцию обустройства Усьвинского склонаНазовите три ключевых достопримечательности региона, которые, на ваш взгляд, сейчас являются главными точками притяжения туристов в регион?
– На первое место поставлю уже упомянутый комплекс в Губахе. На второе – местный балет и культуру в целом.
Та идея, что Пермь – культурная столица пусть не Европы, но хотя бы Урала, – это здорово. Третьим местом я бы назвал Кунгурскую пещеру, потому что это раскручено, и об этом все знают. В качестве примера могу рассказать историю про Татьяну Иванову – первую пермячку – мастера спорта по водному туризму. Она окончила институт водного транспорта в Нижнем Новгороде и выбрала распределение в Прикамье, куда привезла с собой сына Алексея, потому что знала о существовании Кунгурской пещеры. Возила его по всем рекам региона. Благодаря маме он хорошо знает природу Прикамья и описал ее в книгах «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы».
Можно было бы создать и новые точки притяжения для туристов. У нас есть чем гордиться. К примеру, целый Пермский период (50 млн лет), но нет политической воли для его продвижения, создания специализированного музея или парка. В 1991 году госуниверситет провел конгресс по пермской системе земного шара, после которого мы воссоздали 11 ящеров Пермского периода. Была идея поставить макеты в саду камней, чтобы люди, которые едут по Транссибу, их видели. В результате деньги выделил Никита Белых, но после того, как он стал губернатором Кировской области, то увез их в соседний регион. Там появился музей Пермского периода, а у нас есть только музей Пермских древностей. Для бренда «Пермь» даже рекламы не надо, потому что она уже сделана Родериком Мурчисоном, и он известен всем, кто изучает географию. Большая ошибка, что мы до сих пор этой темой не занялись. Когда вышел голливудский фильм «Парк Юрского периода», была идея снять мультфильм про Пермский.
Пермский край – это российский регион с автономным округом местных жителей. Я считаю, что бренд «коми-пермяки» недоооценен, это, по сути, наши индейцы. У нас нет своего Фенимора Купера, который бы написал серию приключенческих романов о них. Алексей Иванов издал серьезное произведение «Сердце Пармы», по нему сняли фильм. Возник конфликт с администрацией края, теперь он пишет про Тобол и Калининград. А так бы создавал дальше серию романов о борьбе коми-пермяков со злобными москалями. Нужно приложить достаточно времени и усилий для популяризации этих произведений..
Как вы относитесь к благоустройству туристических объектов, которое сейчас ведется в регионе. Какие туристические объекты, на ваш взгляд, наиболее остро нуждаются в реконструкции?
– Одна из проблем в регионе – это отсутствие освещенных лыжных трасс. Зимой быстро темнеет, и людям нечем заняться. В Финляндии от каждого маленького городка проложены освещенные трассы, и жители с удовольствием ездят на лыжах. Для туризма и улучшения физического состояния это важное направление. Для летнего отдыха нужно создавать экологические тропы. Уже есть хорошие примеры на Липовой горе и в Курье. Когда к нам приезжали голландцы, то обратили внимание, что в центре города есть рельеф и долины малых рек, которые являются подарком для жителей. В городе реализуется проект «Зеленое кольцо». Если долины малых рек обустроят, то людям будет где ходить и отдыхать, полностью поддерживаю эту идею.
Как вы оцениваете введение туристического сбора в особо охраняемых природных территориях региона? Для чего это сделано?
– В регионе ввели туристический сбор 100 рублей, по сути, это смешные деньги. В национальных парках по всему миру берут оплату за посещение. Я считаю, что это нормальная практика. Да, конечно, какие-то накладки существуют – не везде в Пермском крае ловит Интернет, и можно перевести деньги. А наличка сейчас есть с собой не у всех. Были случаи, что туристов из-за этого не пускали, например, на Ветлан. Хочется верить, что со временем система стабилизируется, возможно, проведут Интернет к туристическим местам, или банкоматы поставят по пути к ним.
Поляна повышенной комфортности. В Прикамье в ближайшие два года появятся новые глэмпингиВ последние годы мало слышно про Молебскую аномальную зону, в прошлом – место притяжения многих туристов в регион. Как вы оцениваете туристический потенциал и перспективы этого места?
– Я был одним из первых, кто в 1989 году посетил Молебку. В конце ноября там стояло около сотни палаток, все ходили с фонариками и ждали пришельцев. Как говорят ребята, после третьей бутылки водки они приходили (смеется). По статистике, в то время Молебку приезжали около 100 тысяч уфологов в год. Был там потом несколько раз с группами туристов. Люди верят в мистицизм. Само место интересное – находится на границе Пермского края и Свердловской области, плюс река Сылва протекает. Сейчас его старается продвигать Администрация Кишертского округа. Туризм часто живет на мифологии. Так, в Вероне в 1930-е годы местная власть, чтобы привлечь туристов, построила балкон, на котором Ромео увидел Джульетту. Люди приезжают, фотографируются, покупают сувениры, а ведь это вымышленные литературные герои Вильяма Шекспира. Почему бы не сделать что-то подобное у нас. Например, в Перми есть Смышляевская библиотека, которая является прообразом места встречи Юрия и Ларисы из романа «Доктор Живаго». Можно также оформить балкон и написать, что это место встречи героев. За произведение Борис Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе. Это была бы пермская Верона. На мифологии можно зарабатывать деньги, потенциал в этом большой.
Какие туристические места в регионе, на ваш взгляд, являются самыми недооцененными? Куда, к примеру, могли бы вложиться инвесторы и привлечь дополнительные туристические потоки в регион?
– Назову Вишеру и Ветлан. Вишера является самой перспективной рекой для активного туризма в крае, а Ветлан – самое красивое место из природных памятников в Прикамье. Там отличные виды, если была бы транспортная доступность, то он мог стать популярнее Кунгурской пещеры.
Нужно всегда объективно оценивать, как мы можем конкурировать с соседями. Демонстрировать те вещи, чем мы отличаемся от других, проводить исследования и социологические опросы и использовать их результаты в программах привлечения туристов. У нас есть кафедра туризма на географическом факультете Госуниверситета, где работают одни из лучших специалистов в России. Этим надо пользоваться для изучения возможностей развития туризма в регионе.
«Евразии» исполнилось 35 лет. Поделитесь, как изменилась работа туристической компании?
– Туризм можно разделить на две части – образ жизни и бизнес. Есть люди, которым нравится путешествовать, и они не могут без этого. Когда эти две вещи совпадают – хобби и возможность зарабатывать деньги, то это здорово. В туризме это не всегда получается, потому что много зависит от внешних факторов. Если у человека не будет денег, то первым делом он отказывается от путешествий, сидит на даче и ковыряется на грядках.
Сейчас мы занимаемся в основном VIP-турами. Это сложные, но короткие экспедиции, например, приполярный Урал, Плато Путорана, Манарага, плюс отправляем туристов в экзотические страны. Я объездил почти все курорты, занимался дайвингом и проверял, насколько интересно и безопасно в морях и океанах. Запас знаний остался, поэтому люди обращаются за достоверной информацией. Был в 57 странах, это не так много, есть партнеры, которые посещали более 100.
Сейчас в Пермском госуниверситете есть специальные курсы для обучения экскурсоводов. Создана система для внутреннего туризма, благодаря которой на рынке появляются профессионалы своего дела. До ее введения гиды-переводчики для иностранцев из «Евразии» Александр Щепетков и Азат Сафарян выиграли Всероссийский конкурс «Лучший по профессии в индустрии туризма». Для нашей маленькой провинциальной фирмы это большое достижение.