Автор: Кристина Суворова
По итогам дорожного сезона в Пермском крае будет построено 9,2 километра автодорог, отремонтировано – 584 километра. Из объектов, включенных в Адресную инвестиционную программу региона, на сегодня сдано два. Завершены работы по строительству кольцевой транспортной развязки на пересечении ул. Гайвинской и трассы Пермь – Ильинский, а на участке этой дороги в Добрянском округе обустроены дополнительные полосы в сторону подъема.
До конца года дополнительные полосы закончат обустраивать на дороге Пермь – Березники в Добрянском и Березниковском округах. В заключительной стадии также строительство второго этапа по ул. Строителей (участок от ул. Вишерской до ул. Папанинцев). Таким образом в этом году закончатся работы на четырех объектах. Об итогах 2023 года и дальнейших планах на заседании регионального правительства рассказал министр транспорта Пермского края Сергей Вешняков.
Из крупных объектов реконструкции и строительства он отметил наиболее значимые, которые будут сданы в ближайшие два года. Их девять: ул. Строителей (третий этап); тоннели по ул. Вишерской и ул. Углеуральской; очистные сооружения по ул. Строителей; ул. Крисанова; трасса ТР-53 (первый этап); дополнительный выезд из Осенцов; реконструкция участка дороги Кунгур – Соликамск на въезде в Соликамск; реконструкция ул. Карпинского от ул. Мира до шоссе Космонавтов; дорога к верхнему кластеру курорта «Губаха».
Компания «Уралмостострой» – подрядчик третьего этапа улицы Строителей – работает со значительным опережением графика. Готовность объекта на сегодняшний день составляет более 50 процентов. «Завершение работ контрактом предусмотрено в 2025 году, но мы видим, что это можно будет сделать уже в 2024-м», – сообщил Сергей Вешняков. Третий участок протянется от ул. Папанинцев до площади Гайдара. Он включает пересечение с ул. Локомотивной, где сейчас возводится путепровод – улица Строителей пройдет вторым уровнем.
Кроме того, в следующем году сдадут два тоннеля под Транссибирской магистралью – в створе ул. Углеуральской и ул. Вишерской. Они будут связаны с новой магистралью. Средства специального казначейского кредита привлечены для строительства очистных сооружений поверхностного стока дождевых вод на двух участках ул. Строителей. По словам Сергея Вешнякова, начаты подготовительные работы, ввод очистных сооружений намечен на 2024 год.
В стадии реализации – два этапа строительства ул. Крисанова. Центральный объект первого этапа стройки – путепровод над шоссе Космонавтов. Сейчас там продолжаются работы по укрупнению элементов будущего сооружения. «В ближайшее время строители приступят к устройству подпорных стен. Для этого будет переключено движение транспорта с шоссе Космонавтов на второстепенную дорогу», – сообщили в Министерстве транспорта.
Двухуровневая развязка позволит развести транспортные потоки, идущие по шоссе Космонавтов, улицам Столбовой, Крисанова и Карпинского. Помимо работ на путепроводе продолжается переустройство инженерных и коммунальных сетей. Практически полностью закончено устройство ливневой канализации.
Сдача первого этапа намечена на конец 2024 года. Параллельно реализуется второй этап, предполагающий строительство моста через Данилиху и продление ул. Крисанова до ул. Пушкина. Завершение этих работ планируется в 2025 году.
В рамках первого этапа строительства перехода «Ул. Старцева – пр. Октябрят – ул. Целинная» (трасса ТР-53) завершена продольная надвижка металлических пролетных строений, готовится опалубка для заливки монолитной плиты проезжей части. Техническая готовность объекта составляет 49%. В целом на объекте работы идут в графике. Однако, как ранее сообщалось, на одном из участков ул. Уинской подрядчик не может продолжить работу до окончания судебного разбирательства между краевым управлением автодорог и индивидуальным предпринимателем. Он не согласен с предложенной стоимостью выкупа изымаемой у него недвижимости. Судебное решение в первой инстанции вынесено 5 декабря. Оно может быть обжаловано.
Техническая готовность дополнительного выезда из промышленного узла «Осенцы» составляет 75%, сообщил Сергей Вешняков. Он добавил, что в целях развития Березниковско-Соликамского промышленного узла продолжается реконструкция участка дороги Кунгур – Соликамск перед въездом в Соликамск по ул. Мичурина (готовность составляет 65%).
Три завода инвестируют 3 млрд рублей в расширение производств в ОсенцахВ этом году заключат контракт на реконструкцию участка длиной 3,1 км, включающего пересечение региональной трассы и дороги из Березников в деревню Дурино. Здесь планируется возвести двухуровневую развязку. Кроме того, объявлен отбор подрядчика для реконструкции участка дороги Пермь – Березники со 176 км по 178 км в районе Новожилово. Здесь появится круговая развязка в одном уровне. До конца года власти намерены подписать контракт на выполнение работ.
За счет финансирования в рамках федеральной программы развития туризма проектируется первый этап строительства автомобильной дороги к верхнему кластеру Всесезонного курорта «Губаха» на горе Крестовой. «Завершается проектирование, готовимся приступить к строительно-монтажным работам. Построить объект должны до конца 2024 года», – сказал министр.
По словам Сергея Вешнякова, проектно-сметная документация по строительству третьего моста через Каму в Перми находится на завершающей стадии государственной экспертизы. В сопровождающей доклад презентации текущий статус проекта обозначен так: «устранение замечаний».
Мостовой переход через Каму с подходами вошел в перечень объектов, в отношении которых планируется заключить концессионные соглашения в 2024 году. Список сформировало Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края.
Говоря о формировании «задела на будущее», Сергей Вешняков добавил, что в планах завершить проекты реконструкции аварийно опасного участка Пермь – Березники (46-58 км) и строительства обхода поселка Октябрьский с путепроводом через железнодорожные пути.
В заключение он упомянул, что готов проект расширения ул. Соликамской в Перми. На все этапы реконструкции имеется положительное заключение экспертизы. Но о перспективах реализации проекта министр не сказал.
Согласно Адресной инвестиционной программе расходы на реконструкцию ул. Соликамской оцениваются в 15,4 млрд рублей, при этом затрат на строительные работы в 2023-2025 годах не предусмотрено. По объекту «Обход поселка Октябрьский» также на трехлетку отражены затраты только на проектирование при оценке инвестиций в строительство в 2,2 млрд рублей. Аналогичная ситуация с участком Пермь – Березники с 46 по 58 км, расходы на реконструкцию которого оценили в 6,2 млрд рублей. Средства в ближайшие два года пока не предусмотрены в программе. У перечисленных трех объектов предельным сроком реализации указан 2030 год.
В 2023 году дорожный фонд Пермского края составил 34,3 млрд рублей. Более половины – 18,1 млрд рублей – приходится на инвестиции в строительство и реконструкцию; 5,6 млрд рублей направлено на содержание автодорог; 5,1 млрд – на капитальный ремонт. Финансирование местных дорог в муниципалитетах составило почти 4 млрд рублей.
Около трети дорожного фонда – порядка 10 млрд рублей, это федеральные средства, включая инфраструктурные бюджетные и специальные казначейские кредиты.
Дорожный фонд в 2024 году, как ожидается, будет меньше – 24,4 млрд рублей. «В связи с завершением ряда дорожных объектов в 2023 году и уменьшением федерального финансирования», – прокомментировал министр транспорта Пермского края Сергей Вешняков. Из прогнозного объема в следующем году почти половину собираются направить на инвестпроекты: на местные дороги – 3,7 млрд рублей. Построить планируется 7 км дорог, отремонтировать – более 370 км.
Изображения: из презентации Министерства транспорта Пермского края