Автор: Елена Воробьева
В первую очередь газовое моторное топливо (ГМТ) востребовано среди компаний, имеющих автопарк, так как позволяет снизить расходы вдвое. Основным сдерживающим фактором повсеместного распространения газомоторной техники является недостаточно развитая сеть заправочных станций, отмечают эксперты.
В ноябре 2023 года по сравнению с октябрем ГМТ подорожало на 7,3%, а за 11 месяцев этого года – более чем на треть. Такие данные приводит Пермьстат. Эксперты аналитического ресурса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» отмечают, что средняя цена ГМТ в Пермском крае на 3-5% выше среднероссийского уровня.
По информации ресурса, в январе-ноябре 2023 года средняя стоимость метана в Прикамье составила 21,1 рубля за куб. м, что на 9% выше, чем в 2022 году. Средний чек составил 711 рублей – на 11% ниже уровня прошлого года. Количество покупок при этом за год выросло на 17%. Средняя цена пропана в январе-ноябре этого года оказалась на 10% выше, чем в 2022 году – 25,9 рубля за литр. Средний чек увеличился на 21% – до 967 руб. Число покупок выросло за год на 11%.
Для сравнения: по данным Росстата, стоимость литра бензина марки АИ-92 в Пермском крае в 2023 году выросла с 46,76 рубля в январе до 49,99 рубля в октябре (повышение на 6,9%). Дизельное топливо за тот же период подорожало с 60,97 рубля до 63,5 рубля (повышение на 4,15%).
Тем не менее, цена на пропан-бутан на АГЗС, как правило, держится на отметке вдвое меньшей, чем на жидкое топливо, подчеркнул владелец и основатель сети АГЗС ЛОГАЗ SV Сергей Логич. «Отступления от этой разницы возможны в случаях колебаний отпускных цен с заводов-изготовителей. Оптовые цены зависят от объемов производства газа: при сокращении объемов цены растут, а при увеличении, соответственно, снижаются. Потребление газа в стране занимает небольшую долю от общего производства газа на заводах, поэтому оптовые цены зависят от экспортных потоков газа за рубеж», – пояснил г-н Логич.
Эксперты аналитического ресурса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» добавили, что частота покупок ГМТ в Прикамье, как и в других регионах, год от года растет на фоне быстрого удорожания бензина.
В основном переоборудуют на газ коммерческий транспорт, так как использование пропана или метана вдвое уменьшает затраты на топливо компаний, имеющих автопарк, а они составляют не менее 20% от общей суммы всех расходов. Газовое моторное топливо наиболее востребовано в сфере грузовых и пассажирских перевозок, например, для таксомоторных парков или логистического транспорта, поделился Сергей Логич.
Частные клиенты, использующие свой автомобиль чаще, чем от работы до дома, тоже устанавливают газобаллонное оборудование (ГБО). Если пробег составляет более 20 тыс. км в год, его окупаемость достаточно быстрая. Однако сдерживает распространение газомоторной техники недостаточно развитая заправочная инфраструктура, отмечают эксперты. Согласно данным сервиса «2ГИС», на сегодняшний день в Пермской агломерации функционируют 53 АГЗС и 16 метановых заправок.
Ежегодно количество регистраций авто на газомоторном топливе снижается. В подразделения Госавтоинспекции за регистрацией транспортного средства, имеющего возможность использования природного газа в качестве моторного масла, в 2023 году обратился 1271 автовладелец, в 2022 году – 1440, в 2021 году – 2259. Ажиотажный спрос на такие машины наблюдался только в 2020 году – тогда было зарегистрировано 3805 единиц.
Как отмечает Сергей Логич, государство активно стимулирует переход на ГМТ автотранспорта компаний и физических лиц. «Наша сеть также поддерживает перевод автотранспорта на ГБО, предоставляя дополнительные скидки при установке газобаллонного оборудования в специализированных центрах и реализуя программу лояльности для клиентов», – добавил г-н Логич.
Год принес девять километров. Итоги сезона дорожного строительства в Пермском краеС 2020 года Пермский край участвует в программе «Развитие рынка газомоторного топлива», в рамках которой можно получить государственную субсидию на установку газобаллонного оборудования в автомобиль. По информации Министерства транспорта Пермского края, с начала действия программы переоборудовано для использования метана в качестве топлива более 5 тыс. транспортных средств.
Стоимость установки газобаллонного оборудования на легковой автомобиль в Пермском крае начинается от 30 тыс. рублей за монтаж. Итоговая цена зависит от марки и модели автомобиля, а также выбранного ГБО.
Основу автобусного парка на пригородных и междугородних маршрутах по условиям новых контрактов составляют машины на газовом топливе. В конце 2022 года МУП «Пермгорэлектротранс» поставлены 64 газовых автобуса НеФАЗ 5299-40-57. В то же время возможность запуска на городских маршрутах сдерживает неготовность инфраструктуры к обслуживанию большого количества газомоторных автобусов. Поэтому и МУП «Пермгорэлектротранс», и частные перевозчики продолжают эксплуатировать и закупать новые автобусы на дизельном топливе.
«Разгрузка» автобусов и прогноз для «Погоды». Рассказываем о планах по развитию маршрутной сетиКак сообщили в департаменте транспорта администрации Перми, на сегодняшний день доля газомоторных машин от общего количества городских автобусов за последние годы составляет 63%. В ведомстве отмечают, что более низкая стоимость ГМТ позволяет перевозчику экономить значительный объем средств. Кроме того, некоторые частные перевозчики имели проблемы со сливом дизельного топлива сотрудниками с целью перепродажи, а с переходом на газ эту проблему удалось решить. Благодаря переводу общественного транспорта на газ также сокращается объем вредных выбросов в атмосферу.
Газ имеет ряд экономических, экологических и технологических преимуществ по сравнению с нефтяными видами топлива. В первую очередь, пропан имеет очевидные преимущества для экологии в сравнении с бензином. Газомоторное топливо сгорает полнее бензина, что приводит к снижению концентрации окиси углерода в выхлопе автомобиля на пропане по сравнению с выхлопом автомобиля на бензине и способствует уменьшению выброса углекислого газа в атмосферу.
Сергей Логич отмечает, что использование газа в качестве топлива позволяет увеличить срок службы двигателя. «Автомобильный газ не дает сильной нагрузки на цилиндропоршневую группу автомобиля, двигатель работает в щадящем режиме. Еще на нем не образуется нагара, что также положительно сказывается на длительности эксплуатации», – пояснил г-н Логич. Кроме того, при использовании газа масло практически не контактирует с бензином, поэтому оно гораздо дольше остается чистым и не теряет свои смазывающие свойства, что позволяет экономить.
В то же время собеседники Business Class говорят и о минусах и рисках ГБО. «В результате установленной газовой аппаратуры усложняется процесс диагностики неисправности в работе автомобиля. Расход топлива на газе повышается, он, в среднем, на 15-20% выше, чем на бензине. Поэтому экономия не такая явная, как это кажется на первый взгляд. Кроме того, при постоянных поездках на газе двигатель «высушивается», и бывает, что прогорают клапана. Так что зачастую ГБО сокращает срок бесперебойной работы двигателя. Наконец, всегда есть риск некачественной установки газового оборудования или запчастей, что может привести к самым печальным последствиям для автомобиля», – рассказал в интервью пермский предприниматель в сфере грузовых перевозок Сергей Бондаренко.
Добыли больше, съели меньше. Основные тренды в экономике Пермского края в 2022 году