Автор: Кристина Суворова
Подготовка к 300-летию Перми официально стартовала в 2018 году, тогда в программе было 90 проектов. Сегодня в нее включено 240 проектов, не все «большие стройки» завершены, но власти последние несколько лет и не скрывали, что работают на перспективу, даже наоборот – делали акцент на том, что юбилейным годом планы не ограничены.
Серьезные результаты уже видны, и мы рассказывали о том, как кардинально поменялся облик городского центра, обновился общественный транспорт, а также об объектах, которые скоро сдадут в эксплуатацию, – краевой музыкальной школе, инфекционной больнице, стадионе «Энергия», второй сцене ТЮЗа, новом корпусе авиационного техникума.
В этом материале – зоопарк, галерея, вокзал, третий мост, аквапарк – проекты с многолетней предысторией, а также новые знаковые многомиллиардные стройки, такие как большая спортивная арена в районе ДКЖ и межвузовский студенческий кампус в Камской долине.
Пермская художественная галерея 1 декабря завершила процесс переезда коллекции из Спасо-Преображенского собора, здание которого музей занимал с 1932 года. Пока экспонаты хранятся во временном фондохранилище на территории бывшего завода «Телта». Там же обустроены рабочие места для сотрудников галереи.
Строительство здания Пермской государственной художественной галереи в пространстве «Завода Шпагина» завершится в конце мая 2024 года – это плановый срок по контракту с подрядчиком. Летом 2024 года в новом музее намерены открыть первую выставку. А Кафедральный собор ожидает реставрация.
Зоопарк, строительство которого началось еще в 2017 году при губернаторе Викторе Басаргине, успел стать для многих пермяков синонимом долгостроя. В эпоху губернаторства Максима Решетникова вскрылись хищения на стройке, началось расследование уголовного дела, а затем разбирательство в Арбитражном суде между заказчиком и подрядчиком работ.
При новом руководителе региона Дмитрии Махонине заключено мировое соглашение с подрядчиком, в проект внесли изменения, и строители продолжили работы. Они не завершены, но некоторые объекты (всего зоопарк состоит из порядка 60 строений и сооружений) сданы.
В феврале Инспекция государственного строительного надзора Пермского края выдала заключение о готовности объектов первого пускового комплекса нового зоопарка. В него вошли здание контактного зоопарка, пункт проката, дезбарьер (сооружение для дезинфекции), пункт охраны. В апреле в новый зоопарк привезли первых животных – их около 300. В том числе кролики, французский баран, советская шиншилла, мелкие грызуны, домашние птицы. Сообщалось, что ведутся работы по художественному оформлению вольеров и благоустройству территории.
На сегодня готова практически половина зданий, работы по благоустройству выполнены на 70%. Тематизацию (имитацию естественной среды обитания и художественное оформление вольеров), планируют завершить в летний период.
Среди новостей из судов отметим приговоры бывшему руководителю Управления капитального строительства Пермского края Дмитрию Левинскому и его подчиненному Виталию Габову. Оба признаны виновными в хищении 353,7 млн рублей при строительстве зоопарка. Первому назначили девять лет колонии строгого режима и штраф в 15 млн рублей, второму – пять лет колонии общего режима. Похищенные деньги они должны вернуть в бюджет региона.
Для строительства третьего моста через Каму в Перми разработана проектно-сметная документация, накануне Нового года она прошла государственную экспертизу. Запущен процесс изъятия земельных участков, которые попадают в зону строительства объекта.
Реализовать проект, стоимость которого оценивается в 65,5 млрд руб., планируется через заключение концессионного соглашения. Привлечение частных инвестиций означает, что проезд по мосту должен стать платным. Обозначенные расходы включают не только возведение самого моста с выходом на площадь Гайдара, но и реконструкцию дорог и развязок на подъезде к нему – от примыкания ул. Луначарского к пересечению улиц Екатерининской и Плеханова на левом берегу до пересечения Спешилова – Якутская – Докучаева – дорога Дружбы на правом.
В Адресной инвестиционной программе Пермского края (АИП) предусмотрены средства на строительно-монтажные работы: в 2025 году – 1,36 млрд рублей, в 2026-2027 годах – по 1 млрд рублей. Срок завершения строительства, указанный в АИП, – до 2030 года. Третий мост включен в список объектов, в отношении которых в 2024 году краевые власти планируют заключить концессионные соглашения.
Из концессии по строительству Чусовского моста и реконструкции подходов к нему Пермский край может выйти. Еще в сентябре губернатор Дмитрий Махонин заявил, что сейчас работы по завершению реконструкции моста через Чусовую не ведутся. Связано это с внутренними пертурбациями на стороне концессионера. «Подрядчик АО «Стройтрансгаз» занят обновлением собственной управленческой команды, что негативно сказывается на процессе обновления инженерного объекта», – говорил глава региона.
Завершить нужно часть работ на дорожных развязках, а самое главное – провести реконструкцию старого мостового перехода. После открытия нового в конце 2022 года проезд по старому мосту был закрыт. Расширения «узкого горлышка» не произошло, а активные работы на перекрытом участке так и не развернули.
Подрядчик ввел в эксплуатацию участок Восточного обхода на подъезде к Чусовскому мостуВ числе вероятных путей разрешения ситуации называлось расторжение концессионного соглашения или выкуп компании-концессионера. Третий вариант – подрядчик решает свои проблемы и выполняет обязательства. Сейчас власти склоняются к нему, поскольку именно к такому решению подталкивают правовые рамки концессионного соглашения.
Еще один проблемный объект с тем же подрядчиком – реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропорта Перми. Заказчиком выступает ФКУ «Ространсмодернизация». Федеральное учреждение предъявило АО «Стройтрансгаз» несколько претензий и в конце года потребовало вернуть неотработанный аванс. В октябре 2022 года компания получила в качестве предоплаты 487,4 млн рублей, а принято работ на 1 декабря 2023 года всего на 16,4 млн рублей. Подрядчик пояснял, что приостановил работы, поскольку выявил необходимость провести дополнительное исследование грунтов и внести корректировки в проект. В АО «Стройтрансгаз» говорят, что ждут утверждения такого подхода со стороны заказчика, прежде чем возобновить работы. Когда реконструкция перрона завершится, в Перми наконец-то смогут заработать телетрапы.
«РЖД» планирует приступить к реконструкции вокзального комплекса Пермь II не раньше лета 2024 года. Ранее ожидалось, что это случится летом 2023 года – к празднованию юбилея. Сейчас принято решение по оптимизации одобренных ранее основных проектных решений. В 2023 году за счет средств компании выполнены проектно-изыскательские работы. Совместно с проектной организацией «Росжелдорпроект» разработаны предложения по оптимизации принятых ранее основных проектных решений. Сейчас они находятся на рассмотрении и согласовании внутри ОАО «РЖД». После документ направят в Главгосэкспертизу.
Стоимость реконструкции вокзала и создания на базе Перми II транспортно-пересадочного узда (ТПУ), объединяющего железнодорожный вокзал и автобусный терминал, не озвучивалась. В программе комплексного развития транспортной инфраструктуры, которая в июле этого года была опубликована на сайте краевого Минтранса, есть информация о мероприятии «Строительство и реконструкция ТПУ, железнодорожных станций и обустройство объектов инфраструктуры пригородного железнодорожного транспорта».
Проект строительства детской железной дороги в Перми прошел экспертизуОбщая сумма инвестиций за пять лет указана в размере 6,5 млрд рублей. В том числе 6 млрд рублей приходится на внебюджетные источники, что в данном случае, вероятно, означает средства ОАО «РЖД». При этом помимо расходов на строительство ТПУ в сумму входят как минимум затраты на строительство высоких железнодорожных платформ наземного метро. Уточнить в Минтрансе разбивку расходов по объектам внутри общего мероприятия и актуальность документа не удалось.
Что касается остановочных пунктов с высокими платформами, в следующем году их начнут строить в створе улицы Попова и на Перми I. Проект создания остановки наземного метро «Ул. Попова» уже получил положительное заключение экспертизы. Кроме того, утверждена документация по планировке и межеванию территории для размещения объекта. Остановка расположится в районе Сада им Н.В. Гоголя. В этой же локации планируется построить смотровую площадку с выступом над Камой.
Одной из самых масштабных новых инфраструктурных строек ближайших лет обещает стать многофункциональная спортивная арены на участке бывшего Товарного двора в районе ДКЖ. ООО «Пермь-Арена» (дочерняя компания АО «Фонд развития Пермского края») в начале декабря объявила отбор подрядчика для строительства, начальная цена контракта составила 19,44 млрд рублей. А 20 декабря закупку отменили.
Как пояснили Business Class в Фонде развития Пермского края (ФРПК), концессионер компания «Пермь Арена» решила снять лот с торгов ввиду увеличения Центробанком ключевой ставки. В связи с этим финансовую модель проекта пересмотрят и согласуют изменения с Пермским краем (если таковые произойдут). После этого закупку объявят повторно.
Общая площадь здания составит не менее 75 тыс. кв. м, это шесть этажей, включая один подземный, его высота достигнет 41 метра. Арена будет рассчитана на 10,5 тыс. мест. Объект планируется использовать для проведения соревнований и занятий по баскетболу, хоккею, фигурному катанию и другим видам спорта, а также как площадку для культурно-массовых мероприятий.
Еще одна грядущая многомиллиардная стройка – межвузовский студенческий кампус в Камской долине. Запланированы жилые кварталы с гостиничным комплексом для учащихся и преподавателей на более 5 тыс. мест, современные лаборатории, ориентированные в том числе для междисциплинарных исследований.
На территории создадут все условия не только для учебы и научной деятельности, но и для отдыха, активного времяпрепровождения и занятий спортом. Планируются тренажерные залы для фитнеса и тяжелой атлетики, бассейн, культурно-досуговый центр. Общий объем инвестиций в создание кампуса был оценен в сумму порядка 29 млрд рублей.
Сейчас идет проектирование объектов, согласованы эскизный проект и концепция. Параллельно разрабатываются межвузовские образовательные программы, идет подбор кадров, готовятся лаборатории. Ожидается, что строительство начнется в 2024 году.
Продолжается строительство пятизвездочной гостиницы в составе многофункционального центра «Эспланада». Открыть ее под брендом Radisson планируется в 2024 году. Помимо отеля в МФЦ планируются еще конгресс-центр и следующая очередь торговых площадей. Они будут возводится в период до 2027 года. Девелопер «Проспект Групп» сдвинул срок на два года, а объем инвестиций вырос с 13 млрд рублей до 14,9 млрд рублей.
На конец 2024 года намечена сдача здания четырехзвездочного отеля на площадке бывшего ДК «Телта» (ул. Окулова, 14). На этой территории помимо апартаментов и гостиницы планируется возвести также административно-деловой центр. Проект готов и прошел экспертизу.
Кроме того, в этом году разработали проект создания отеля в здании бывшего ВКИУ (ул. Окулова, 4). Он получил отрицательное заключение экспертизы и в него вносят корректировки.
Накануне 2023 года потенциальный инвестор строительства аквапарка в Перми «Востоксвязь» и Фонд развития Пермского края (ФРПК) создали совместную компанию ООО «АкваПермь». Планировалось к концу года подготовить проектную документацию. Приоритетной площадкой для строительства называлась территория по ул. Калинина, 84 в Кировском районе, на участке установили соответствующее зонирование.
В октябре ФРПК продала свою долю «АкваПермь», на данный момент учредителями общества являются ООО «ВостокСвязь» (Иркутск) и предприниматель Павел Иванов (Москва). Предполагаемое место строительства тоже поменялось – под аквапарк начали готовить территорию картодрома в Камской долине, а картодром собираются перенести в Индустриальный район.
Завершено ли проектирование аквапарка, выяснить не удалось. В краевых министерствах – экономического развития и инвестиций, строительства, по управлению имуществом и градостроительной деятельности – затруднились ответить на вопрос о разработке проекта, отметив, что не курируют его.