Автор: Кристина Суворова
Краевые власти выбирают подрядчиков для благоустройства набережной от ТЦ «Речник» до территории «Мотовилихинских заводов», а также для работ по берегоукреплению Камы на этом участке. На это выделено почти два млрд рублей. Business Class ознакомился с документацией, которую разработала пермская проектная фирма «ОРТА», и выделил основные решения.
Первый этап работ включает в себя устройство променада, площадки для катания на роликах/ коньках, создание детской площадки, строительство многофункционального павильона с кафе, пункта проката и туалетных модулей. Второй этап затрагивает элементы, относящиеся к инфраструктуре ул. Монастырской: автомобильную парковку, тротуар, велодорожку.
Территория проектируемого участка ограничена естественным берегом Камы с одной стороны и будущей детской железной дорогой, а также микрорайоном Городские горки – с другой. Склон, на котором располагается микрорайон, как отмечают проектировщики, формирует не только характерную панораму города, но и является естественным препятствием для доступа жителей на набережную. Проектом предусмотрен пешеходный спуск для обеспечения недостающей связи. Его планируется обустроить в продолжение ул. Крупской. Из-за значительного перепада высот и крутизны склона спуск спроектирован зигзагообразным. Он будет совмещен с надземным пешеходным переходом через железную дорогу.
При разработке концепции благоустройства учтены результаты опроса посетителей набережной. Людей спрашивали, каким они видят отдых в этом месте и что хотелось бы улучшить. Респонденты отметили проблемы, характерные для заброшенных мест: мусор, грязь, заросли, битое стекло, отсутствие спусков, освещения, широкой дорожки для прогулок и в целом благоустройства. Ключевые функции набережной для жителей, по результатам опроса, связаны с пешими прогулками, беговыми тренировками, катанием на велосипеде или самокате и отдыхом на пляже. Это проектировщики и стремились учесть.
Идейно концепция также увязана с расположением вблизи культурно-рекреационного пространства «Завод Шпагина», долины реки Егошихи, «Зеленого кольца» и первогорода. Соседство культурных пространств и природных ландшафтов проектировщики выразили понятием «дух места» и попытались его передать через стилистические решения.
«Дух места» поддерживается такими элементами, как бетонная плитка и текстурированный бетон; «каменный ковер» для покрытия велодорожек и тротуаров; мягкое – песчаное и набивное – покрытие игровых площадок, малые архитектурные формы (скамейки, урны и т.д.) естественных форм и цветов; неприхотливые, злаковые, цветочные многолетники в цветниках; обильное озеленение территории с применением влаголюбивых растений (например ивы). Подробнее – см. справку.
Для озеленения набережной предложено использовать ивы разных сортов, березы, осины и другие виды деревьев. Их планируется высаживать в виде крупномеров высотой более трех метров. Группы деревьев и кустарников расположат ярусами. Вдоль нововозводимых подпорных стен предлагается высадить девичий виноград. Основной ассортимент цветников – многолетние растения, их дополнят декоративные злаки.
Проектом предусмотрено возведение многофункционального функционального павильона, в котором появится кафе. Благодаря большой площади витражного остекления здания виды на реку сохранятся как для посетителей заведения, так и для прохожих. Общая площадь помещений в павильоне составит почти 186 квадратных метров. Из них 53,4 квадрата займет кафе. Также в строении разместятся несколько складов, санузлов, холлы, а также комната матери и ребенка. Крышу павильона сделают эксплуатируемой. Расположить строение планируется примерно посередине между спуском с ул. Крупской и «Заводом Шпагина». Вблизи выделено место для детской площадки.
Напротив нового здания галереи согласно проекту обустроят трек для катания на коньках с пунктом проката, за ТЦ «Речник» выделено место для автопарковки на 79 мест. Велодорожка запланирована по ул. Монастырской. Парковки для хранения двухколесного транспорта предусмотрены возле музея «Россия – моя история», здания галереи и кванториума «РЖД» (это часть детской железной дороги – подробнее см. справку).
Региональный Центр организации закупок объявил два открытых конкурса, связанных с продлением пермской набережной. В рамках первого ведется поиск подрядчика для благоустройства (начальная цена контракта 1,352 млрд рублей), а второго – для берегоукрепительных работ. В проекте указано, что существующее берегоукрепление в виде железобетонных блоков имеет ряд дефектов и будет отремонтировано. С учетом начальной стоимости этих работ (591,691 млн рублей) суммарно на продление набережной выделено более двух миллиардов рублей.
Business Class писал о том, что для частичного финансирования этого проекта власти намерены привлечь средства граждан, выпустив «народные облигации» на сумму в 500 млн рублей. В Министерстве финансов Пермского края «bc» сообщили, что даты выпуска в настоящее время не определены. «Они будут зависеть от сроков реализации проекта, фактического выполнения работ, изменения ключевой ставки Центрального Банка РФ», – пояснили в ведомстве.
Согласно техническому заданию строительно-монтажные работу по берегоукреплению и благоустройству набережной планируются в период с марта 2024-го по ноябрь 2025 года.
Продление набережной
В разработанной проектировщиком документации отмечается, что территория проектирования включает большое количество земельных участков с различными видами собственности. Проницаемость территории нарушается действующей железной дорогой и полосой ее отвода. Полоса отвода находится на землях в федеральной собственности (ОАО «РЖД»). Приведено два возможных варианта действий – заключение соглашения об установлении сервитута или разработка проекта межевания территории и изъятие и выкуп участков на его основании.
Изображение: пресс-служба СвЖД
В апреле 2022 года генеральный директор РЖД Олег Белозеров подписал приказ о создании детской железной дороги в Перми. Она станет 26-й в стране. Детская дорога пройдет вдоль реки Камы от станции Пермь I до Мотовилихи через остановочный пункт «Набережная». Ее длина составит около 4 км. Для организации движения будут задействованы современный и раритетный подвижной состав.В Мотовилихе предполагается создание уникального кругового депо – по подобию круговых депо железных дорог XIX века. В квартале, ограниченном улицами Максима Горького и Советской, есть намерение создать учебный центр из трех корпусов, рассчитанный на 950 школьников. Он станет базой для детского технопарка «Кванториум».В конце прошлого года проект детской железной дороги в Перми прошел экспертизу. Строительство планируется осуществить до 2027 года.
Изображения на главной и в тексте: дизайн-проект, разработанный проектной фирмой «ОРТА»