Автор: Регина Бартули
Марат, в прошлом году исполнилось 40 лет как вы связаны с музыкальной индустрией. Расскажите, как складывался ваш путь в диджеинге?
– В начале 1983 года я начал заниматься организацией школьных дискотек в Ульяновске, одновременно играл в музыкальной группе. И уже через пару лет стал руководителем дискоклуба в областном Дворце пионеров. В начале 1989 года устроился в райком комсомола, где был организатором молодежного досуга и отдыха. По сути, проводил дискотеки. В том же году ушел в армию, попал в политотдел космодрома Байконур, где тоже был связан с музыкой и творчеством, возглавлял клуб, руководил вокально-инструментальным ансамблем и дискотеками. После армии создал свою фирму по организации концертов в Ульяновске. Потом уехал в Москву, где проработал полгода в компании музыкального продюсера Бориса Зосимова «BIZ Enterprises». Тогда рынком владели жулики и бандиты. Мы возили артистов в северные города – в Нефтеюганск, Сургут, Ноябрьск. Время было непростое – побили одного, второго, я решил не быть третьим и вернулся в Ульяновск. Пошел работать к медиамагнату Араму Габриелянову музыкальный журналистом. Ездил на концерты в Москву и по стране. Арам приглашал поехать с ним в Москву и там продолжить заниматься музыкальной журналистикой. Но я уже устроился на первую независимую радиостанцию в Ульяновске – «Пилигрим». Это для меня было пределоммечтаний и счастья. Шесть с половиной лет отработал диджеем на радио, одновременно занимался организацией концертов и дискотек, был ведущим и диджеем в ночных клубах. Как это часто бывало в девяностых – связался с бандитами. Считалось модно и круто общаться с людьми, которых все боятся. На самом деле это глупый поступок в моей жизни, потому что в этот круг легко зайти и очень тяжело выйти из него. Почти всех из этого круга похоронили, но мне повезло: я остался в живых.
Мог уехать в Москву и стать администратором группы «А-Студио», но в итоге брат настоял, чтобы я вернулся в родной регион (сам я родился в Кизеле).
В 1999 году я начал жизнь с нуля и с сотней долларов в кармане в Перми. Прошел кастинги на разные радиостанции, но не стал там работать. Организовал фирму по продаже домашних кинотеатров и профессионального звукового оборудования. Одним из первых в Перми стал возить диджейский винил. Практически все диджеи города покупали у меня пластинки. Занимался также организацией клубных концертов. В начале нулевых были популярны тематические вечеринки, в том числе и вызывающие, за которые сейчас в лучшем случае дадут штраф. Я любил шокировать, всегда шел против кого-то и чего-то, но с возрастом стал спокойнее.
Что на тот момент было в Перми? Как со временем менялись популярные для выступления площадки для диджеев и само движение?
– Меня познакомили с музыкальным продюсером и дискотечным магистром Максимом Кодоловым, который очень много мне открыл возможностей в Перми. В начале 2000-х годов в городе работал легендарный ночной клуб «Сбитый летчик». До сих пор многие его вспоминают, потому что он был московского уровня по интерьеру, по наполнению и по уровню мероприятий. Просто так туда было не попасть – только по клубным картам. Большее по размеру заведение находилось в кинотеатре «Россия» – клуб «Болид».
Потом количество клубов стало расти, как грибы, затем появились диджей-бары. Второй большой и значимый проект в городе – клуб «Глобасс», уже европейского уровня с профессиональным звуком и светом, двумя танцевальными залами. В то время среди диджеев были распределены вечеринки, которые они проводили. Я занимался трансовой музыкой и музыкой девяностых. Был настоящий профессиональный подход к мероприятиям, поэтому всегда собирали до тысячи человек. Еще один мощный проект в 2010-х годах находился в Горном хрустале – клуб Moloko. Он недолго просуществовал. После этого клубная жизнь Перми пошла на спад: уровень заполняемости дискотек и залов стал снижаться, отпала нужда в больших площадках.
Сейчас в городе, как и в целом по стране, в основном работают диджей-бары. Хорошо себя чувствуют небольшие молодежные попсовые заведения – «Шейк Рум», «Эскобар», «13/69». В городе действуют всего два бара клубного формата – Name и Black list. Там проходят хаус-вечеринки. Таким образом мы хоть как-то поддерживаем эту тему.
Как и сколько зарабатывали диджеи в Перми?
– В начале нулевых, если ты наработал свой круг почитателей и создал себе имя, то рост в финансовом плане был шикарный. Особенно он достиг апогея в клубе «Глобасс». Там мы получали проценты с вечеринки и зарплату. Выходило порядка тысячи долларов в месяц. На сегодняшний день диджеинг – это деятельность для удовольствия, даже не подработка. Достичь высокооплачиваемого уровня в Перми практически невозможно. Диджеи получают в среднем одну тысячу рублей в час, независимо от опыта, но те, у кого есть имя, могут брать больше. Выручают гастроли и корпоративы, но раньше заработок был значительно больше.
А как менялись музыкальные тренды?
– В восьмидесятых было популярно диско, девяностые стали переходным периодом и временем, когда появилось больше всего направлений в музыке. Состоялся переход от диско к евроденсу, потом появился хаус. Сейчас можно выделить три направления: молодежные дискотеки, где играют попсовые, рэп или хип-хоп оригиналы треков; клубы, где для публики за 30 лет ставят замиксованные хиты (например, Анны Асти); для любителей хаус-музыки есть два бара и отдельные комьюнити и тусовки – драм анд бейс, рейв, транс, техно, хардкор и прочее. Они проходят раз в два месяца для своей публики, максимум собирают до 500 человек. Это в основном одни и те же люди, которые ездят за своими кумирами-диджеями.
В глубинке вообще одна попса – старые песни в сотых ремиксах, о хаус-культуре там нет разговора.
Ваше отношение к ужесточению законодательства об авторских правах и интеллектуальной собственности? Как это повлияло на деятельность диджеев?
– Сам не сталкивался с наказаниями за использование музыки, но слышал, что в Москве, на Черноморском побережье Кавказа и Крыму практиковали. В Перми штрафовали рестораны и бары. Были тайные агенты, которые занимались смежными правами. Они ездили по заведениям, записывали, что там играют, потом предъявляли иски и выигрывали. Я принимал участие в нескольких заседаниях.
После начала спецоперации представительства крупных лейблов Sony, Warner Brothers и прочее закрылись в России, поэтому сейчас пиратство процветает по полной программе. В части российских исполнителей, конечно, контроль сохраняется, пусть и не такой тотальный, как раньше.
Пленница в мыльном пузыре. В Перми состоится предпоказ ленты «Присцилла: Элвис и я» (18+)А как обстоят дела с оборудованием?
– Ситуация сложная, но начала немного выравниваться за счет того, что появились специальные фирмы, которые стали возить его из-за границы. Поставки долгие, а цены космические. Многие люди, когда открывают заведение или для себя, стараются брать подержанное оборудование. Есть хорошие акустические системы российского производства, но все же на данный момент дешевле купить и привезти оборудование из Китая.
Почему среди диджеев ценятся те, кто умеет играть на виниле?
– Я умею играть на виниле и на цифровом оборудовании. В начале нулевых объездил с гастролями практически весь бывший Советский Союз. Игра на виниловых пластинках ценилась, как искусство, так как не каждый может ее освоить. Сейчас есть экран компьютера, где написана вся информация о треке. А винил – это только уши, голова и руки диджея, плюс ты должен хорошо знать материал. Здесь нужно быть музыкантом, поэтому и появилось выражение «диджей играет». Чтобы начать зарабатывать на виниле, сначала надо хорошо вложиться. Людей, готовых к этому, и в прежние времена было мало, сейчас – тем более.
Как удалось пережить время карантина, когда люди сидели дома и были закрыты все заведения?
– Во время пандемии все клубы закрыли. Я думал, что придется на улицу выходить и играть на публику со шляпой, чтобы люди кидали деньги. Не знал, что делать. В кармане осталась последняя тысяча рублей. Я думал, что моя профессия стала никому не нужна.
В итоге открыл школу диджеев и начал делать закрытые вечеринке за городом, чтобы как-то выжить. Анонсировали секретные пати, а место проведения называли лишь за два часа до начала. Такие мероприятия были очень популярны. Школа и вечеринка не дали умереть с голода, мы продолжили заниматься своим делом.
Легко ли обучиться на диджея? Насколько это востребовано?
– Даже человек, не имеющий слуха, может обучиться диджеингу. Но немногие доводят дело до конца. Вершки схватили, а до корешков не доходят. Тренироваться нужно в среднем от полутора до двух месяцев, в тяжелых случаях – где-то до полугода. В карантин было больше желающих. Сейчас я стал более избирательным и не всех беру в ученики. После стольких лет диджеинга у меня случилась профессиональная деформация – я не могу постоянно слушать косяки и ошибки. Для этого надо иметь железные нервы. Изначально думал, что покажу людям свои фишки и движения правильные и они сразу начнут играть, но нет, это колоссальный труд. Стараюсь больше одного ученика не брать и не делаю групповых занятий. Я хочу, чтобы от меня уходили ученики и чего-то добивались. 90% диджеев, которые приходят учиться, предпочитают хаус музыку, и им потом негде играть. Надеюсь, что со временем эта яма будет заполняться и появятся хотя бы небольшие бары.
Диджей-любитель – это человек, который днем работает в какой-то фирме, а иногда по вечерам выходит поиграть свой сет и делает это исключительно из-за любви к музыке. Он может стать профессионалом, который выступает стабильно в разных заведениях. Перспектива для диджея – научившись играть, он переходит на уровень продюсирования и написания трека, но для этого надо учиться дальше, осваивать программы. В основном современные музыкальные продюсеры – это как раз бывшие диджеи.
Как менялось отношении к диджеингу? Кто из пермских диджеев смог выйти на высокий уровень?
– Для меня, диск-джокей – это в первую очередь коллекционер музыки, у которого может быть флешка со 150 треками, он ее где-то включает и под нее кто-то танцует. Чтобы достичь высокого уровня нужно иметь стремление и желание, хороший слух и быть фанатом музыки. Раньше диджеи были по популярности на уровне космонавтов. С ними все хотели дружить, хвастались, что знают лично кого-то. С конца 1990-х очень много поменялось диджеев, костяк ветеранов остался, но им уже за 40 лет. Громкие пермские имена – Миша White, Денис Соловьев. Есть братья тех, кто уехал – Андрей Ширман (DJ Smash), Матвей Эмерсон, Вячеслав Мук (рэпер Сява, DJ Sovi). Они были совсем «зелеными», когда играли в Перми, а потом достигли уровня мировых чатов и больших результатов.
Есть также достаточно много хороших пермских востребованных музыкантов и аранжировщиков. Они не публичны, их имена немногие знают, но они работают с популярными артистами. Пермь достаточно музыкальный город в этом плане.