Текст: Алексей Борцов, управляющий партнер Юридического центра LEXica
Почти три года как российское право живет в условиях, когда Конституционный Суд РФ в своем Постановлении №15 от 26.04.2021 частично снял иммунитет с единственного жилья должника и разрешил обращать на него взыскание и реализовывать в ходе процедуры банкротства, если такое жилье является «роскошным» для должника или он вел себя недобросовестно, то есть намеренно совершал действия, направленные на то, чтобы жилье получило статус единственного пригодного для проживания и тем самым получило исполнительский иммунитет.
За этот период вопрос о реализации «роскошного» жилья должников оброс многочисленными легендами и домыслами. Кто-то пытается выяснить минимальную площадь, при которой жилье становится «роскошным», и думает, что, если площадь менее 100 кв.м, то жилье защищено. Кто-то начинает прописывать в большой квартире (или доме) многочисленных родственников в надежде, что это защитит жилье от реализации.
Как же на самом деле обстоят дела? Что необходимо учитывать, чтобы принять решение о снятии иммунитета с единственного жилья и реализовать его в ходе процедуры банкротства? Разбираем эти вопросы на основании, в том числе, практики Арбитражного суда Пермского края.
Во-первых, отказать в исполнительском иммунитете и реализовать жилое помещение могут в двух случаях:
В обоих случаях суд не может просто так снять исполнительский иммунитет с жилья и разрешить его реализацию. При решении вопроса о снятии исполнительского иммунитет необходимо учитывать следующее:
Например, если требования всех кредиторов к должнику составляют 100 млн. рублей, а вырученных средств от продажи «роскошного» жилья и покупки замещающего останется только 5 млн. рублей, суды исходят из отсутствия экономической целесообразности в снятии исполнительского иммунитета и оставляют жилье за должником, даже, если оно действительно излишнее для него.
Если данные условия не соблюдаются, то в снятии исполнительского иммунитета с жилья должно быть отказано.
Отдельно хотелось бы отметить, что в практике арбитражных судов Уральского округа сложилось следующее понимание признаков «роскошности» жилья: под роскошным жильем понимается недвижимость, явно превышающая уровень, достаточный для удовлетворения разумной потребности гражданина должника и членов его семьи в жилище, который не связан с установленными нормативами предоставления или использования жилой площади в конкретном регионе, а определяется исходя из обычных бытовых потребностей человека.
Таким образом, квалификация «роскошности» жилья, исходя из минимальных нормативов, установленных местными властями, является неправильным. Например, для Перми эта норма составляет 15 кв. м. на одного члена семьи. Значит ли это, что квартира площадью 70 кв.м. для семьи из трех человек является роскошной. Естественно нет. Оценке должно подлежать насколько квартира по своим характеристикам не превышает уровень, достаточный для удовлетворения разумной потребности должника и членов его семьи в жилище (напр., наличие спортзала в квартире, бассейна в доме, 5-6 комнат для семьи из двух человек можно считать излишками и признаками роскошности).
В целом хотелось бы отметить, что на данный момент суды крайне редко принимают решение о снятии исполнительского иммунитета с жилья, особенно в ситуациях, когда оно приобретено законно и без злоупотреблений со стороны должника и является единственно пригодным для него и членом его семьи. Чаще всего, как раз-таки, исполнительский иммунитет снимают в случаях, когда должник намеренно создавал ситуацию для получения такого иммунитета на единственное жилье.