Business Class, год первый: вспоминаем, как строили, ездили и управляли регионом в 2004 году

Двадцать лет назад основан Business Class, а еще это время первых ипотечных кредитов и начало эпохи торгово-развлекательных комплексов. 2004-й также стал одним из самых успешных лет в истории профессиональных пермских клубов

Автор: Владимир Владимиров

Политика

Факт: Олег Чиркунов впервые становится главой региона, а Владимир Плотников – депутатом.

В 2004 году губернатор области Юрий Трутнев уходит на повышение в Правительство России. Главой региона становится Олег Чиркунов.

В силу обстоятельств приставка «исполняющий обязанности» прикрепится к нему на рекордные полтора года: идет процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого округа. Лишь в октябре 2005-го Чиркунова утвердят главой уже объединенного субъекта Федерации депутаты двух парламентов (области и округа). Должность он сохранит до ухода по собственному в 2012-м.

Пока же, в 2004-м, Олег Чиркунов формирует свою команду. Год проходит относительно спокойно, если не считать постоянные протесты анархо-экологов (им новый руководитель точно не приглянулся), и еще только зарождающийся конфликт с тогдашним мэром Перми Аркадием Каменевым. Пермские элиты адаптируются к новому стилю управления регионом – открытость, экстравагантность, принятие резких, не всегда ожидаемых, решений.

Вместе с «эпохой Чиркунова» в 2004-м начинается политическая карьера Владимира Плотникова, в ту пору называемого СМИ не иначе как «авторитетным бизнесменом».

Двадцать лет назад он одерживает победу на допвыборах в краевой парламент и становится одним из самых ярких критиков Чиркунова. В 2006-м г-н Плотников возьмет паузу в публичной политике до избрания в Пермскую городскую думу в 2011-м году, где и остается по настоящее время.

Активен в медиаповестке двадцатилетней давности Валерий Чупраков, весной 2004-го ставший замом Аркадия Каменева по строительству. Все говорят: вот он преемник, будущий мэр Перми. Но не срастется: через пару лет Олег Чиркунов захочет увидеть в кресле главы Перми Игоря Шубина, жители города губернатора в этом поддержат (хоть и с натяжкой – отрыв от конкурента во втором туре составил всего 5%). Это будут последние прямые выборы главы Перми.

Торговля и развлечения

Факт: в начале 2004-го в Перми не было еще ни одного ТРК.

Люди, стройки и законы. Большое интервью с Геннадием Тушнолобовым

Вместе с Business Class в 2004-м в Перми начинается эпоха торгово-развлекательных комплексов. Весной открываются ТЦ «Айсберг» и ТРК «Семья» (пока только первая очередь). До конца года откроются «Виват» на шоссе Космонавтов и «Столица» на ул. Мира. Большие продуктовые ряды, соседствующие с разнообразными бутиками, заведениями общепита, а в случае со «Столицей», еще и многозальными кинотеатрами – такой микс форматов для Перми был в новинку. Тренд на моллы продолжится и в последующие годы. Двадцать лет спустя количество торговых и торгово-развлекательных центров в Перми исчисляется несколькими десятками.

В 2004 в сегменте продуктового ритейла на рынке лидируют «Семья», «Виват», «Добрыня» и «Пятерочка», но и магазины в формате «у дома» от индивидуальных предпринимателей и небольших фирм – на каждому углу. Слияния, поглощения, приход новых игроков, а также законодательные ограничения за двадцать лет изменили региональный продуктовый ритейл до неузнаваемости.

Большие проекты

Факт: В 2004 году в Перми планировали начать реализацию проектов по застройке Разгуляя, строительству завода Toyota и крематория.

Крупных инфраструктурных проектов в 2004-м в области реализуется мало. Строится первая очередь Красавинского моста (в 2004-м, впрочем, он еще не имел этого названия), проектируется вторая. Прорабатываются детали мостового перехода Стахановская – Чкалова, пожалуй, знакового проекта раннего Чиркунова. Но в 2004-м на месте еще Стахановский рынок, лишь 31 декабря истекают контракты с его арендаторами. Стройка завершится осенью 2007-го.

Принимались выполненные работы двадцать лет назад весьма своеобразно. К примеру, на приемку участка будущей автотрассы Пермь – Полазна – Чусовой Олег Чиркунов приезжал лично. На месте он лично провел тест-драйв нового участка, обнаружил вибрации, волнистость, смешение двух типов асфальта и прочие отклонения. Разнес дорожных строителей и отказался принимать работы. «Что еще нужно, чтобы дорога не была принята? Бульдозером по ней приехать?» – возмущался тогда глава региона.

Кроме названных выше строек власти в 2004-м озвучивали и другие интересные идеи. В их числе – застройка Разгуляя, открытие в Перми завода Toyota, наконец, постройка крематория. В ближайшие двадцать лет им не суждено будет реализоваться.

Недвижимость и строительство

Факт: Жилья в Перми строится мало и исключительно силами местных строителей.

На пермском рынке строительства жилья – исключительно местные игроки. В лидерах – «Трест 14», «Камская долина» и «Стройиндустрия». Олег Чиркунов уже ведет переговоры о приходе в регион строителей-варягов, но в 2004-м экспансия еще не начнется. Пермские строители объединяются в некоммерческие партнерства, загодя готовясь к конкуренции с девелоперами из других регионов. В зачаточном состоянии в регионе находится механизм ипотеки. Достаточно сказать, что первый ипотечный кредит в регионе был выдан всего за несколько дней до наступления 2004-го...

За весь 2004 год в областной столице будут введено в эксплуатацию всего лишь около 170 тыс. кв. метров жилья. В 2024-м в регионе такой объем сдадут за один только первый месяц года.

За двадцать лет пермский строительный рынок изменился до неузнаваемости. Лидеров отрасли – 2004 больше нет: а история «Треста 14» и «Камской долины» и вовсе завершится банкротствами и многолетними судебными разбирательствами.

Транспорт

Факт: В 2004 году в Перми действовали 130 маршрутов, большую часть рынка контролировали «частники». Началась реорганизация муниципального предприятия.

Еще одна сфера, где за 20 лет изменения видны наиболее значительно, – это городской транспорт. Двадцать лет назад рынок пассажирских перевозок Перми существовал во многом в «диком» режиме. Частные маршруты (с буквой «т») соседствовали и во многом дублировали муниципальные (без буквы «т»). Всего маршрутов в 2004 году насчитывалось 130 (почти в два раза больше, чем в настоящее время).

Исторически сложилось так, что частный перевозчик де-факто сам придумывал маршрут, просчитывал его экономику и начинал работу. В условиях отсутствия жестких требований к качеству подвижного состава и соблюдению графиков эффективно организовать работу особого труда не составляло. Разумеется, экономика перевозок частников была интереснее исторических «социально значимых» маршрутов, которые до поры до времени продолжали обслуживать муниципальное предприятие – МП «Горпассажир-автотранс».

Но в 2004-м с ним случилось что-то странное: началась реорганизация, в результате которой было создано 20 ООО. В итоге была предрешена как судьба предприятия, так и мэра Перми Аркадия Каменева – год спустя данные перемены легли в основу возбужденного на него уголовного дела, и градоначальник впоследствии досрочно покинул свой пост.

В 20-е годы Пермь займет лидирующие позиции в стране по качеству общественного транспорта. Но в 2004-м еще никто не понимал, как регулировать эту сферу. Городские власти только начинали работу по разработке концепции городского пассажирского транспорта. В будущие годы в Перми случатся несколько крупных резонансных ДТП, которые во многом станут катализатором к ужесточению регулирования отрасли.

Спорт

Факт: Баскетбольная, хоккейная и футбольная команды из Перми – в элите спорта.

2004 год стал одним из самых успешных в истории профессиональных пермских клубов. «Амкар» вышел в элитный футбольный дивизион, показал добротную игру и закрепился в Премьер-лиге, где он пробудет до своего расформирования в 2018 году. «Урал-Грейт», пусть уже не чемпион страны, в 2004-м пошумел в Евролиге ФИБА, заняв 4-е место в турнире. Да и на внутренней арене добился значительных успехов: взял Кубок, стал бронзовым призером Чемпионата. Впрочем, это последние титулы клуба на российской арене – вплоть до прекращения своего существования в 2009 году медалей у него больше не будет.

Из общей благостной картины выбивается только хоккейный «Молот-Прикамье». В 2004-м команда вернулась из Высшей лиги в Суперлигу, но там не задалось. Под конец года хоккеисты даже перестанут выходить на лед, у них забастовка по поводу невыплаченной зарплаты. Вместо них против грандов отечественного хоккея выйдет молодежь, и последнее, 16-е место по итогам сезона 2004/2005 будет выглядеть более чем закономерно. Кто бы в 2004-м поставил на то, что «Молот-Прикамье» из этой троицы станет единственным, кто переживет все следующие 20 лет?

Какое послание вы бы отправили себе из 2024-го в 2004-й год?

В 2004-м проходят летние Олимпийские игры в Афинах. Россия становится третьей с 90 медалями. Но от Пермской области в соревнованиях принимают участие всего лишь две спортсменки. Одна из них, Татьяна Томашева, получает серебряную медаль.

«Пермская область постепенно утрачивает свои позиции в спорте высших достижений. Татьяна победила вопреки всякой логике. Во всем регионе нет условий для полноценных тренировок, нет ни одного приличного легкоатлетического манежа», – писал тогда Business Class.

За двадцать лет Пермский край существенно «подтянет» спортивную инфраструктуру, но о громких успехах профессиональных клубов останется только добрая память.