Автор: Наталия Ярославцева
Казалось бы, с хорошими людьми плохое не случается, но часто именно доверчивые, «хорошие» люди становятся жертвами мошенников или «токсичных» близких, которые отравляют им жизнь. И как определить, действительно ли вы – хороший человек? А вдруг где-то зарыт ваш окровавленный нож? Или по какому дремучему лесу гуляет брошенная вами собака? При каких-то обстоятельствах вы однажды прокляли место, где живете, и сожгли родной дом? Ответить на такие вопросы непросто, особенно сейчас, в постоянно меняющихся условиях и различных трактовках «истинных» смыслов.
Творческая группа спектакля «Сережа очень тупой» (16+) на «Сцене-Молот» Пермского академического Театра-Театра постаралась сделать так, чтобы эти вопросы, хорошие и важные, зрители себе задали. Театральная форма для постановки небольшой пьесы драматурга Дмитрия Данилова выбрана необычная и в программке заявлена как камерная опера для пяти голосов и оркестра бытовой техники.
Как пояснил композитор и режиссер спектакля Владимир Раннев на лектории, предваряющем вторую серию премьерных показов спектакля, искусство – это смыслообразование, ресурсом которого, для возможности режиссеру и композитору что-то сказать, является пьеса; а также формотворчество, где через художественную форму передается то, что хотел выразить режиссер, на современном языке, современными средствами.
«Здесь, в этом спектакле, фишка в бытовых приборах. Мы обставляем себя бытовыми приборами, которые помогают нам лучше жить, чтобы они вместо нас что-то делали, создавали комфортную среду. Это все – наше пространство, мы знаем, что от них ждать. И вдруг появляются какие-то странные курьеры, непонятные люди. И эти приборы чувствуют что-то неладное, начинается полтергейст», – комментирует Владимир Раннев.
Сценография спектакля «Сережа очень тупой» (16+) выстроена таким образом, что большую часть пространства занимают «домашние» технические устройства – микроволновые печи, телевизоры, вентиляторы, пылесосы, беговая дорожка, ксероксы, холодильники, стиральные машины, люстры, а также сантехнические приборы – ванна с душем, раковина, унитаз. Звуки, которые издает бытовая техника, в огромном количестве и разнообразии представленная на сцене, создают очень шумное фоновое поле, из-за которого поначалу сложно расслышать слова и вдуматься в смысл произносимых фраз и песен.
Фото предоставлено Театром-Театром.
В центре нагромождения этих бытовых приборов за компьютером находится главный герой пьесы – программист Сергей (актер Никита Курицын). И как только хозяин впускает в квартиру незваных курьеров (актеры Владимир Котляревский, Юлия Никитина, Степан Сопко), которые доставили непонятную посылку, весь этот оркестр бытовой техники начинает звучать в полную силу, искря, взрываясь и включаясь по какой-то, кажется, только самим устройствам понятной схеме.
«В спектакле бытовые приборы – это оркестр, хор, очень важный персонаж, некий многоликий монстр. Вместе с художником Мариной Алексеевой мы задумались: как можно связать несколько механизмов, чтобы они работали по одному алгоритму, как скрипач по нотам, и создать такой инсталляционный объект? И эта идея разрослась до того, что можно вообще все эти приборы связать, и это будет оркестр, плюс добавить голоса. А потом появилась пьеса Данилова, которая вписывалась в эту концепцию», – отметил Владимир Раннев.
Игра со звуками и словами, смыслами и подтекстами заложена в основу спектакля и, если задуматься, то и в основу общения между людьми в современной жизни. Программист Сережа очень умный в своем программировании и в то же время очень тупой в вопросах общения с людьми и диагностирования их истинных замыслов.
Находкой постановщиков спектакля является и своеобразный «компьютерный» язык, которым общается с непрошенными гостями главный герой. Это усиленная акустикой речь, где «съедаются» гласные – как в смс-переписке, когда быстро набираешь текст, часть букв теряется, но общий смысл понятен. А манера вежливого, но настойчивого разговора так называемых курьеров вызывает аналогию с «телефонными манипуляторами», от которых сегодня страдают в основном люди пожилые и те, кто не сразу понимает, как можно завершить диалог и остаться в «интеллигентном» поле. Поэтому и постановка смотрится очень современно, актуально в сегодняшних условиях, когда можно ненароком стать заложником неприятного разговора по телефону или собрать массу гневных комментариев под безобидным постом в соцсети.
«Под видом гротескной бытовой зарисовки эта пьеса скрывает точный анализ природы зла – как оно вкрадчиво и настойчиво проникает в человека, становится в его картине мира нормой и подчиняет его себе. И наша технологическая идея стала ресурсом для вскрытия смысла и выявления еще одного оттенка зла, который через еще одну пору проникает в нас», – подчеркнул Владимир Раннев.
Ответа, как бороться с таким злом, зритель в конце спектакля не получает. Но попробовать во всем этом разобраться, найти в вопросах настоящий смысл и ответить на них для самого себя – это для многих в сегодняшних условиях просто необходимо. Как поют в «Песне о старом ноже» герои постановки, правильный путь может указать только лучик света – как отсылка к Ф. М. Достоевскому, специалисту по «человеческим душам». Ведь и непрошенные курьеры все время говорят о подходе «с душой» к своей работе.
Смыслов и звуков в экспериментальной постановке «Сережа очень тупой» (16+) заложено много, но «считать» их смогут не все зрители. Подготовлены к восприятию оркестра бытовой техники оказались те, кто прослушал перед показом лекторий. Темой первой встречи стала «Музыка в современном театре». Режиссер Пермского Театра-Театра Марк Букин выступил в амплуа модератора и довольно грамотно провел интервью-размышление с композитором и режиссером Владимиром Ранневым. На примере спектакля «Сережа очень тупой» (16+) зрителям рассказали и о статичности музыки в истории театрального искусства, и о сегодняшних тенденциях, когда музыка и форма ее звучания становится важным элементом постановки и одним из действующих персонажей.
Как рассказали «bc» в пресс-службе Театра-Театра, проект-лекторий только стартовал и в будущем в рамках проекта запланированы встречи постановщиков со зрителями, посвященные современной драматургии. Тема лектория всегда будет косвенно связана с тем спектаклем, на который пришли зрители в этот день. В роли модераторов и собеседников выступят режиссеры и постановщики, чьи работы идут на сцене Пермского Театра-Театра.
Пермь как город «Золотой Маски». Business Class – о номинантах и лауреатах премииФото на главной предоставлено Театром-Театром.