Создатель арт-объекта «Счастье не за горами» Борис Матросов не смог добиться отмены прав предпринимателя Алексея Мальцева на одноименный товарный знак, сообщает «РБК» со ссылкой на решение Роспатента.
Арт-объект установлен городской набережной в Перми. Художник создал его в 2005 году для подмосковного фестиваля «Арт-Поле», в 2009 году он появился в Перми. Надпись стала одним из главных символов города. Известность за пределами Перми он получил после появления в фильме «Географ глобус пропил» и сериале «Реальные пацаны». Изображение инсталляции также появилось в клипе White Dress американского рэпера Канье Уэста.
По мнению автора инсталляции Бориса Матросова, фраза приобрела известность благодаря арт-объекту и его появлению в массовой культуре. Инсталляцию включают в путеводители среди других достопримечательностей города, история создания арт-объекта опубликована на сайте Музея PERMM.
В то же время правообладатель Алексей Мальцев настаивал, что фраза «Счастье не за горами» отдельно от арт-объекта не является узнаваемой как часть именно этой инсталляции и сама по себе не является результатом творческого труда Матросова. Предприниматель также привел примеры появления этой фразы в фильме «Семь невест ефрейтора Збруева» 1970 года и песне «Привет, как дела?».
Коллегия Роспатента согласилась с доводами ответчика и напомнила, что еще в 1859 году вышло произведение литературного критика и поэта Николая Добролюбова «Счастие не за горами», поэтому творческим трудом была создана именно сама инсталляция букв.
В 2022 году Алексей Мальцев зарегистрировал за собой бренд «Счастье не за горами» в сфере предметов одежды (класс 25 согласно МКТУ). Им предприниматель будет владеть до 2032 года. В конце сентября прошлого года предпринимателю из Нытвы удалось заключить первый договор на предоставление лицензионных прав.
Автор одноименного арт-объекта Борис Матросов выступал против регистрации прав на товарный знак.
Владелец «Сереброники» опубликовал документы об отказе от товарного знака «Сердце Пармы»