Автор: Елена Воробьева
С 1 апреля 2024 года на автомобили, ввозимые по параллельному импорту через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), перестанут действовать льготные таможенные ставки. Автомобили начнут проходить таможню в России в полном объеме, что повлечет за собой повышение себестоимости и, соответственно, повысит цены на них для конечного покупателя.
Прежде всего, изменения направлены на уход от серых схем и защиту покупателей от рисков по доначислениям – эта проблема коснулась уже порядка семи тысяч россиян. В основном от новых правил пострадают частные брокеры.
По мнению опрошенных Business Class экспертов, стоимость автомобилей, поставляемых по параллельному импорту через страны ЕАЭС (в основном это ушедшие из России бренды), возрастет на 20-30%. По итогам 2023 года порядка пятой части от всего объема автомобилей было ввезено таким образом.
По словам исполнительного директора официального дилера BMW «Автомобили Баварии» Константина Бабияна, пока сложно точно сказать, на какую величину поднимется стоимость автомобилей. «Таможенные пошлины сильно отличаются в зависимости от объема двигателя, возраста автомобиля, типа двигателя и прочего. Мы также ждем соответствующих документов и разъяснений по поводу изменений со стороны государства», – пояснил г-н Бабиян.
На доступности автомобилей в Пермском крае новые правила не скажутся, так как официальные дилеры способны удовлетворить клиентский спрос, полагает генеральный директор компании VERRA Анна Бояршинова. Кроме того, сейчас в России есть большой выбор достойных брендов с качественными и инновационными продуктами, поэтому изменения повлияют на переориентацию спроса в сторону китайского и российского автопрома, считает она.
Как сообщает Константин Бабиян, по параллельному импорту продолжат ввозиться те бренды, поставлять которые будет рентабельно. «Например, ранее по параллельному импорту ввозили большой объем автомобилей китайских марок. Сейчас они зашли в Россию и открыли здесь дилерские сети, поэтому везти параллельным импортом их станет невыгодно – у официальных дилеров автомобили будут дешевле. А те авто, которые официально не ввозятся в Россию, продолжат привозить, но цена на них вырастет», – комментирует г-н Бабиян.
Основная масса китайских компаний, которая хотела зайти в Россию, уже открыла свои дилерские сети в нашей стране. Однако есть бренды, которые намечают планы и выбирают между нашим рынком и другими, сообщил Константин Бабиян.
«Отчасти люди ждут прихода премиальных китайских брендов, которых на рынке не так много, но их в достаточном объеме привозят параллельным импортом. Я думаю, до конца года мы увидим, какие бренды примут решение также выйти на наш рынок», – добавил он.
По словам Анны Бояршиновой, клиенты положительно оценивают качество и технологии новых китайских брендов. «Не все марки и модели будут востребованы нашим рынком, но дизайн, технологии и инновации у китайских брендов составляют достойную замену ушедшим», – отметила г-жа Бояршинова.
На автозапчасти новые правила напрямую не повлияют, поэтому те потоки, которые были настроены по доставке, останутся. Большее влияние на доступность автокомпонентов могут оказать дополнительные санкции и наличие нужных запчастей на складах вне России, рассуждает Константин Бабиян. Сроки поставки запчастей и их наличие довольно сильно разнятся от бренда к бренду.
Анна Бояршинова, напротив, считает, что изменения правил ввоза автомобилей вызовут и увеличение стоимости запасных частей. Кроме того, невозможно гарантировать регулярные поставки и доступность автокомпонентов, поэтому г-жа Бояршинова рекомендует автолюбителям покупать и обслуживать автомобили у официальных дилеров.
Пермяки стали реже ремонтировать автомобили, рассказали в компании «АвтоГрупп». В основном автолюбители обращаются в сервис в случае крайней необходимости или в рамках планового технического обслуживания, интервал которого при этом увеличился, но не у всех автовладельцев. Как рассказал собеседник Business Class, пожелавший остаться анонимным, спросом традиционно пользуются запчасти для автомобилей бюджетного класса (Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Kia Rio, разных моделей марки Lada).
Доступность
В «АвтоГрупп» отмечают дефицит запчастей на кузовные детали, особенно для автомобилей премиум-сегмента. Кроме того, масла и технические жидкости многих именитых европейских производителей официально покинули российский рынок и ввозятся в страну параллельным импортом, но у некоторых автовладельцев такой товар вызывает опасения, рассказали в компании.
Для некоторых марок и моделей ощущается дефицит новых оригинальных деталей. Особенно остро проблема ощущается с автомобилями бренда Renault, в первую очередь – с моделями Arkana и Duster второго поколения.
«Выручают аналоги и рынок подержанных запчастей. К сожалению, в связи с этим на рынке появилось много контрафакта и аналогов низкого качества. Решить эту проблему из-за отсутствия официальных каналов поставок не представляется возможным. С расходными материалами проблем не возникает, хотя повышения объемов и ассортимента от российских производителей не наблюдается», – посетовал другой собеседник «bc».
Ассортимент запчастей для китайских автомобилей в Пермском крае постепенно увеличивается, но штатные сотрудники автоцентров в приватной беседе сообщают о том, что он не достаточный. Многих деталей нет в наличии, имеются только стандартные расходные материалы и запчасти. «Дефицит запчастей для китайских автомобилей может возникнуть в ближайшем будущем, как только увеличится их общий объем в автопарке страны и региона. При условии, что логистика и доступ будут оставаться на нынешнем уровне», – прокомментировал один из экспертов.
Специалисты надеются, что официальные представительства ранее не известных в России китайских брендов смогут наладить логистику и насытить рынок запчастей по комфортным ценам.
Цены на запчасти
У бензина усилились соперники. В Пермском крае открываются новые электро- и газозаправкиНа протяжении 2023 года цены на автозапчасти напрямую зависели от корректировок курса валют. Из-за изменения курса и увеличения стоимости логистики цены на детали выросли примерно на 30% к концу года. В 2024 году стоимость работ и автозапчастей также будет зависеть от расценок поставщиков автокомпонентов и курса валют, поделились в «АвтоГрупп».
Как отмечает другой эксперт, значительный рост цен на автокомпоненты наблюдался в конце 2020 года – начале 2021 года, а также во второй половине 2022 года. В 2023 году рынок перестроился, и цены на запчасти по большей части снижались, необоснованный рост цен отмечался на дефицитные детали. «Изменение курса валют часто вызывает спекулятивный рост цен – продавцы не готовы снижать цены при снижении курса, пытаясь избежать убытков от раннего «дорогого» закупа», – добавил он.
Стоимость обслуживания
По информации Пермьстата, только за прошлый год стоимость ремонта и технического обслуживания транспортных средств возросла на 10,1%. В связи с ростом цен многие автовладельцы выбирали неоригинальные запасные части, в том числе китайских производителей, рассказали в «АвтоГрупп». В 2024 году на цены могут повлиять санкции со стороны европейских стран, считают в компании.
«Ситуацию на рынке можно описать как поиск оптимальных цен и предложений: потребители ищут возможность сократить расходы на ремонт и обслуживание автомобилей, продавцы стараются снизить издержки на логистику и сделать предложение более выгодным в погоне за клиентами», – подытожил анонимный собеседник «bc».Первый пошел. В Перми объявлен конкурс на строительство первого этапа третьего моста через Каму