Стали известны результаты отбора подрядчика для первого этапа работ по строительству третьего моста через Каму в Перми. По итогам конкурентной процедуры победителем стало АО «Уралмостострой». Эта компания сейчас возводит третий участок ул. Строителей, а среди ранее завершенных объектов – обход Чусового. Теперь организация получит новый контракт – на 861,9 млн рублей.
Первый этап строительства моста через Каму и подходов к нему подразумевает создание транспортной развязки в районе площади Гайдара вблизи Перми II. После переустройства через кольцо в улично-дорожную сеть будут включены новые тоннели в створе ул. Углеуральской. Получится единый транспортный узел, в который будут входить два существующих и два новых тоннеля, а также действующая улично-дорожная сеть.
Всего реализация масштабного проекта третьего моста в Перми разделена на шесть этапов. Реализация первого предполагается целиком за счет средств регионального бюджета, а остальных – с привлечением иных источников финансирования. В настоящее время ведется работа по их определению.
Business Class вспоминает, когда впервые заговорили о необходимости строительства еще одного моста и при чем тут голландские архитекторы.
Первые шаги к строительству третьего моста через Каму были сделаны еще во времена СССР. Об этом упоминает Михаил Плеханов – почетный гражданин Перми, на протяжении двадцати лет возглавлявший городское управление капитального строительства. Он рассказал эту историю в своей книге «Шестьдесят три года на стройках Перми». Возводить мост предполагалось с выходом на площадь Восстания. Проект даже был утвержден, но в итоге остался лежать под сукном.
К теме вернулись в начале 2009 года, когда архитекторы голландской компании KCAP представили генеральный план и мастер-план развития Перми. Он был призван значительно изменить город, в том числе его транспортную инфраструктуру. План включал в себя и строительство третьего моста через Каму, и вновь в Мотовилихе – в створе новой трассы за цирком. Рассматривался и вариант с выходом в районе вокзала Пермь II. Но от этой идеи тогда довольно быстро отказались, сославшись на нежелание превращать площадь возле Пермского университета в «проходной двор» вследствие увеличения потока пешеходов и машин.
С уходом Олега Чиркунова с поста губернатора Пермского края инфраструктурные изменения, прописанные в «голландском» мастер-плане, были поставлены под сомнение. Так, при следующем главе региона Викторе Басаргине были заказаны новые изыскания для выбора места строительства моста.
В 2017 году Санкт-Петербургский институт «Гипростроймост» разрабатывал технико-экономическое сравнение различных вариантов расположения нового моста через Каму. Из девяти предлагаемых вариантов в итоге было выбрано четыре: с выходом на площадь Гайдара, ул. Крисанова, реку Егошиху и площадь Восстания. После более детального анализа транспортных моделей и потоков наиболее оптимальным вариантом назван створ ул. Крисанова.
Третий участок улицы Строителей в Перми может быть сдан досрочноЗатем настал период, когда акцент делался на том, чтобы благодаря возведению ул. Строителей «дозагрузить» Красавинский мост. Вопрос строительства нового мостового перехода отошел на второй план.
Важное значение вопрос строительства третьего моста через Каму вновь получил при нынешнем главе региона Дмитрии Махонине, в период активной подготовки Перми к трехсотлетию. От предпроектных работ перешли к проектным. Основным вариантом на старте этого этапа оставалось строительство моста в створе улицы Крисанова, но в процессе решено было возводить его с выходом на площадь Гайдара. Специалисты учли и распределение транспортных потоков, и значительную стоимость изъятия имущества завода «Телта», в территорию которого «уперся» бы мост в продолжении ул. Крисанова.
Теперь близится и строительная стадия, до которой ранее проект третьего моста через Каму прежде не доходил. За время ожидания звучали разные суммы предполагаемой сметы строительства. В предъюбилейные годы речь шла о 40-45 миллиардах рублей. Сейчас оценка – 65 млрд рублей, но она предварительная и может значительно измениться. В эту сумму входит не только строительство самого моста, но и транспортных развязок на подъезде к нему: начиная от примыкающих к площади Гайдара улиц Луначарского и Екатерининской на левом берегу и заканчивая пересечением улиц Якутская –Докучаева на правом.