Автор: Наталья Казанцева
Работать официантом я начала в гриль-баре «Шашлыкофф». Он достаточно популярен в Перми, поэтому здесь постоянный поток гостей. Моя первая смена прошла очень легко, познакомившись с персоналом, я активно начала работать и помогать официанту-наставнику. На второй день мне уже доверили самой «брать» столики, и я взялась учить меню. Самое яркое первое воспоминание связано с дорогой бутылкой вина. Вечером в кафе, как всегда, была полная посадка, много гостей, я очень спешила. Подойдя к столику, прямо на глазах у клиентов я уронила с подноса закрытую бутылку вина. Конечно, я очень перепугалась и просто «зависла», тогда гость сам наклонился под стол и, на мое счастье, поднял целую бутылку, подбадривая меня. И это, к сожалению, не единичный случай: в одну из смен я несла поднос с коктейлями, он наклонился и несколько напитков оказались на полу.
Для официантов основным заработком являются чаевые, ведь оклад обычно не очень большой. Самым неожиданным презентом на «чай» была… тыква. Как-то вечером, перед закрытием бара, веселые мужчины решили прогуляться до магазина, а вернувшись, принесли этот огромный овощ. Когда я подошла к столу, мне подарили тыкву с нарисованными глазками, ротиком и носиком, и надписью: «Это вы Наталья, не грустите». Из милых чаевых также помню плитку шоколада от маленького мальчика.
На горячее и с собой. Новые кафе и рестораны в Перми, открывшиеся в 2024 годуВ заведениях, где работала я, чаевые не делились между официантами, барменами и поварами. В смену получалось заработать, как правило, около 1000 рублей в осенне-зимний период и около 2000 рублей весной и летом. Но бывали и исключения. В будний день может не быть гостей, и тогда официант остается без чаевых. Или наоборот: в праздники и выходные людей много, тогда получается заработать больше. Самый большие чаевые оставили мне мужчины, отмечавшие День рождения товарища. Во время оплаты друг именинника спросил: хватит мне пять тысяч рублей или оставить больше. Я, засмущавшись, призналась, что это будет моими самыми большими чаевыми. Тогда гость достал из кармана пять тысяч рублей и поблагодарил за хорошее обслуживание.
Также мне вспоминается мужчина в гриль-баре «Шашлыкофф», который забежал попить кофе во время бизнес-ланча, я не успела его вовремя рассчитать, поэтому он, уходя, подошел к кассе и оставил 5000 рублей за кофе. Мои досталось 4800 рублей чаевых. Другой интересный случай снова связан с мужчиной: не успев рассчитаться у столика, гость, уходя, встретил меня в коридоре и попросил номер телефона, чтобы перевести чаевые по дороге домой, из такси. Я долго ждала перевода в тот день, но так ничего и не получила. Но спустя несколько дней мне снова попался столик с этим гостем, он узнал меня и пообещал двойные чаевые. В итоге в тот день он мне оставил 2000 рублей.
В работе официанта случается и форс-мажор, расскажу о нескольких. Уже в другом заведении, кафе «Сочи», у меня был столик с 6-7 девушками, и они все заказали пасту. Я, еще плохо знавшая на тот момент меню, перепутала все блюда между девушками. После пришлось долго извиняться и подарить комплименты от заведения. Если говорить о подобных казусах, то бывает, что официант неверно вобьет заказанное блюдо в «кипер» (программа для кафе и ресторанов) либо повар устанет и приготовит неверное количество блюд, или не учтет комментарий клиента, или просто забудет что-то сделать. В таких ситуациях официантам приходится проявлять всю свою находчивость и креативность. Например, бегать по всем столикам и предлагать попробовать это «вкусное необычное блюдо», предлагать скидки или десерты в подарок. Лето у официантов – самый насыщенный период, так как помимо зала работают летники. Плюсом к работе возникают и дополнительные сложности. У меня было несколько случаев, когда люди из летней части кафе уходили, не расплатившись, или пытались это сделать. Поэтому летом нужно быть более внимательным.
Счет, пожалуйста. На ресторанном рынке в Пермском крае наметились переменыОдно из самых интересных в работе официанта – это общение с клиентами. Встречается много интересных и необычных гостей. Так, в «Шашлыкофф» часто встречались иностранцы, которых не всегда было легко понять. Как-то была группа таких мужчин, которые приходили к нам каждую неделю и были любимыми клиентами у всех официантов: с ними всегда смешно и интересно, также они оставляли хорошие чаевые. Из необычных клиентов вспоминается гость, которому нравились необычные блюда, он постоянно просил что-то добавлять или убирать из устоявшихся рецептов.
В особую категорию можно отнести корпоративы, свадьбы и различные мероприятия. Самой эмоциональной была свадьба, которая прогремела (в буквально смысле) в декабре 2023 года. Весь вечер друг жениха вел себя агрессивно, кульминацией стал момент разрезания торта. Мужчина мешал молодоженам сделать это, в результате забрал нож и начал им размахивать. Пришлось вызвать группу быстрого реагирования, которая еще долго разнимала драку. Самое удивительное, что после все успокоились и продолжили веселиться. Хотя часть гостей все-таки уехали домой.
Любимым моментом в работе были для меня мастер-классы и разработка нового меню. Когда повара создают меню, для официантов проводится дегустация всех блюд. После таких мероприятий обычно очень трудно встать из-за стола. Также для официантов проводят интересные мастер-классы, например, по винным картам, крепкому алкоголю, коктейлям. Это тоже запоминается.
Сделать карьеру в общепите сложно. Официанты иногда становятся администраторами, но это не всегда выгодно. Мне, например, предлагали эту должность, но я отказалась. Больше ответственности, а зарплата меньше. Общаясь со знакомыми официантами, я от всех слышу, что из общепита очень сложно уйти. И это правда. Общепит притягивает приятными знакомыми, интересными воспоминаниями и атмосферой, которая царит в заведениях. Конечно, бывают моменты, когда ты устаешь от людей, суеты, и здоровье подводит. У официантов часто болят ноги, а по ночам мучают судороги. В такие моменты я увольняюсь или беру отдых и просто перестаю брать смены. Так, в прошлом году я поняла, что мне нужна более спокойная и постоянная работа.