В кулуарах активно обсуждали, что истинная цель проверок – губернатор Чиркунов. Тогда ему хватило политического ресурса отбить атаку. Фактически дела закончились ничем. Например, уголовное преследование Николая Бухвалова прекратили за истечением срока давности.
Правда, политическая карьера конкретно г-на Бухвалова на этом фактически закончилась, в марте следующего года возглавляемое им правительство сложило полномочия. И больше на должности в органы власти он уже не возвращался.
Цифра 2007 года: 16,36%.
Инфляция по итогам 2007 года в Пермском крае составила 16,36%. Это существенно больше, чем в предыдущем году, когда показатель был на уровне 8,98%. В основе роста цен лежало заметное подорожание продуктов питания, особенно хлеба, макарон, масла, сыра. Рекордсменом здесь оказалось подсолнечное масло – плюс 70% к уровню прошлого, 2006-го, года.
Владелец торговой сети «Виват» Вадим Юсупов говорил, что бойкот не приведет к каким-либо существенным последствиям для прикамского рынка, поскольку доля эстонских товаров на рынке Пермского края невелика и составляет несколько сотых процента. В основном это морепродукты, кисломолочные продукты, в том числе сыр, и кондитерские изделия.
Компания «Авиа Менеджмент Груп» запустила в Перми авиатакси Dexter. С 30 октября начали совершаться регулярные перелеты по маршруту Самара – Ижевск – Пермь и обратно, а также предлагался заказ рейсов между городами, расположенными на расстоянии до 1000 км друг от друга. Стоимость билетов на разных направлениях варьировалась от 3 до 12 тыс. рублей. Перелеты осуществлялись на самолетах М101Т и Pilatus, рассчитанных на 4-6 пассажиров. «Этот регион очень привлекателен, – пояснял председатель совета директоров «Авиа Менеджмент Груп» Евгений Андрачников. – Он находится на пересечении дорог и очень активно развивается. Кроме того, здесь существует реальная потребность в развитии внутрирегиональных перевозок, что делает наши услуги очень востребованными».
Но в основном все были настроены скептически. «Я не понимаю целевой аудитории этой компании. Не могу представить, кто захочет лететь на неизвестно какой высоте и в трясущемся самолете и платить за это такие деньги, в то время как билет до Москвы можно купить за полторы тысячи», – говорил Денис Гвоздев, начальник управления транспорта и связи Министерства градостроительства и инфраструктуры Пермского края. Скептики не были посрамлены.
В следующем году проект авиатакси благополучно ушел с рынка.
В 2007 году проходили выборы в Госдуму РФ, соответственно голосовал и Пермский край. Половина депутатов, которые отправились в федеральный парламент от Прикамья, к региону никакого отношения не имели (помнит ли кто-то сейчас представителя ЛДПР Константина Ветрова, кроме всего прочего продюсера поп-группы «Вельвет»?). Но все-таки именно это голосование можно назвать историческим. В 2007 году закончился имидж Перми как либерально голосующего региона. Если еще в 2006 году за «Союз правых сил» высказались 16% избирателей, то год спустя этот показатель упал до мизерных 2%. Началось время безоговорочного превосходства «Единой России», набравшей тогда 62%. И вот уже 17 лет единороссы получают на выборах большинство.
В 2007 году был подписан Меморандум о реализации проекта «Белкомур», это сделали главы Республики Коми, Пермского края и Архангельской области. Проект «Белое море – Коми – Урал» предполагал строительство железнодорожной магистрали Архангельск – Сыктывкар – Гайны – Соликамск, возведение в Архангельске глубоководного порта, а в дальнейшем – включение «Белкомура» в транснациональную магистраль «Баренц-Линк» (железнодорожный путь из Норвегии в Индию). Общая протяженность дороги должна была составить 1,2 тысячи километра, она сокращала примерно на 800 километров путь поездов из Сибири к портам Белого моря. Лоббизм Олега Чиркунова позволил включить проект в Транспортную стратегию РФ и Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. До 2009 года проект готовился для софинансирования из средств инвестиционного фонда России. На строительство магистрали в цифрах 2008 года требовалось более 150 млрд рублей.
После отставки г-на Чиркунова «Белкомур» исчез из новостей. Недолгое возвращение случилось в 2013 году, когда губернатор Виктор Басаргин и глава Республики Коми Вячеслав Гайзер подписали соглашение о развитии транспортного сообщения. В том же году планировалось закончить проектирование железнодорожной магистрали с ее запуском в 2018-м. Новая цена уже превышала 175 млрд рублей.
Последний раз в позитивном ключе «Белкомур» звучал в сентябре 2015 года, когда власти отрапортовали о привлечении к строительству инвесторов из Китая. После этого все затихло окончательно, и 31 января 2023 года было опубликовано официальное сообщение о ликвидации АО «Белкомур».
Ожидания 2007 года: до конца года будет принято окончательное решение о месте строительства третьего моста через Каму. Была поставлена задача проанализировать шесть вариантов возведения мостового перехода по 12 пунктам. Специалисты тогда склонялись к тому, что наибольшие шансы могут оказаться у планов строительства в Мотовилихинском районе Перми.
Реальность 2024 года: до стадии строительства проект третьего моста дошел только в наше время. Власти определили подрядчика, который выполнит работы по первому этапу. Он включает переустройство транспортной развязки на площади Гайдара, куда выйдет мостовой переход.
Ожидания 2007 года: «На месте бывшей табачной фабрики расчищена площадка под гостиницу «Астра». Новый комплекс будет состоять из 4-звездочного отеля. Который сегодня позиционируется как самый дорогой и престижный в Перми, офисного центра и развлекательной части. Застройщик ведет переговоры о привлечении оператора с мировым именем наподобие Marriott или Radisson».
Реальность 2024 года: На месте бывшей табачной фабрики построен жилой комплекс «Астра» с коммерческими помещениями. А площадкой для отеля высокого класса стала территория бывшей кондитерской фабрики. Строительство гостиницы «пять звезд» в составе многофункционального комплекса «Эспланада» сейчас находится на завышающей стадии.