Автор: Александр Семенов
В 2025 году истекают действующие соглашения с перевозчиками на обслуживание автобусных маршрутов в Перми. Городские власти готовятся к изменениям маршрутной сети, которые станут возможны при заключении новых контрактов и затронут все районы города.
В ходе заседаний рабочей группы с участием депутатов Пермской городской Думы и представителей общественности прошло обсуждение предстоящих изменений. При разработке нового проекта маршрутной сети учитывались данные о пассажиропотоке, обращения от жителей и результаты социологического опроса, проведенного департаментом транспорта администрации Перми.
Основой маршрутной системы в центральной части города планируется сделать трамвайную сеть. Эта идея пермских властей не нова. В 2018 году речь уже шла о том, чтобы превратить трамвайную сеть в базу для перевозок в центре Перми. Перспективной задачей тогда называлось подведение трамвайных путей к крупным микрорайонам. Строительство новых веток пока остается в отдаленных планах, но модернизация существующей инфраструктуры уже активно ведется.
С 2023 года в Перми в рамках концессионного соглашения с компанией ООО «Мовиста Регионы Пермь» проходит комплексная реконструкция трамвайных путей, состоящая из девяти этапов. В прошлом году работы охватили участки улиц Куйбышева, Дзержинского, Мира. На сегодняшний день в плановом режиме ведется реконструкция трамвайных путей на ул. Борчанинова и готовится основание трамвайных путей на участке от ул. Пермской до ул. Ленина. За 2023 год в Пермь поставлено 30 новых вагонов «Львенок», в этом году город получит еще 14.
После реконструкции ожидается значительное увеличение скорости движения трамваев. Это позволит снизить нагрузку на автобусные маршруты путем увеличения числа рейсов на маршрутах электротранспорта №№ 4, 5, 8, 11 и 12. Кроме того, трамвай №3 планируется запустить до «Велты» (объединить с №6), а маршрут №12 продлить до «Пермской ярмарки».
Среди предложений также – объединение автобусных маршрутов. Маршрут №68 могут закрыть, а №10 – продлить так, что он соединит Нагорный с вокзалом Пермь II и микрорайоном Садовый.
«Во время заседания профильной рабочей группы было предложено исключить заезд автобусов №10 на Пермь II, поскольку обеспечены другие транспортные связи с железнодорожным вокзалом. Со стороны Нагорного до Перми II ходит автобус №40, а со стороны микрорайона Садовый и Мотовилихи – автобус №1, а также трамваи», – пояснили в департаменте транспорта.
При этом там добавили, что интервалы движения на новом маршруте станут короче, чем на существующих маршрутах №10 и №68.
Объединение маршрутов №19 и №30, по замыслу департамента, решит проблему отсутствия места для отстоя автобусов на «Гознаке» для маршрута №19 и также позволит уменьшить интервал движения. «В целях обеспечения транспортной связи ул. Пушкина с Садовым и Парковым планируется перенаправить на ул. Пушкина автобус №67. При этом провозную способность на участках транспортной сети, соединяющих Парковый и Садовый с центром города, предполагается нарастить за счет использования на маршрутах №№ 1, 14 и 50 автобусов особо большого класса», – рассуждают в ведомстве.
Там подчеркивают, что основным принципом при разработке маршрутной сети является исключение дублирования и перераспределение объемов работы транспорта на наиболее востребованные направления.
«В связи с ограниченным количеством водителей в штате перевозчиков и необходимостью сохранения оптимального тарифа на проезд возможности изменения объемов транспортной работы лимитированы. Маршрутная сеть будет сбалансирована путем корректировки объемов на других направлениях», – отмечают в департаменте транспорта.
При планировании развития транспортной сети Перми предложены меры по увеличению провозной способности наиболее загруженных маршрутов. Основные пути решения включают следующие меры.
Увеличение количества рейсов. Такая мера запланирована, в частности, в отношении маршрутов №№ 6, 7, 12, 19, 28, 29, 36, 51 и 59, 64.
Запуск автобусов особо большой вместимости. Автобусы с «гармошкой» с 2025 года планируют использовать на маршрутах №№ 1, 14, 15, 27, 50 и 53.
Совместными усилиями городского департамента транспорта и перевозчика ООО «РТ Лайн» было проведено исследование транспортной инфраструктуры. В ходе тестовой поездки автобус, на время доставленный в Пермь из Ижевска, проехал более 100 километров, охватив территорию Юбилейного, Паркового, Заостровки, Садового, Орджоникидзевского района, Гайвы и Крохалева.
В Кировском районе планируется запуск трех новых маршрутов, в том числе по ул. Магистральной, Кировоградской и Сивашской. В Мотовилихинском – открытие нового кольцевого маршрута, который соединит микрорайоны Вышка-1, Вышка-2 и площадь Восстания.
После строительства дороги «Переход улица Старцева – проспект Октябрят» (ТР-53) маршрут №11 может быть продлен до микрорайона Висим, №33 – до проспекта Ивинский. После реконструкции улиц в Индустриальном районе маршрут №13 планируют пустить до ул. Ушинского.
Для создания новых связей предлагается также перенаправить ряд маршрутов. Например, в Орджоникидзевском районе маршрут №22 будет проходить через Банную гору, маршрут №48 будет организован по кольцу через микрорайоны Январский и Энергетик. В Индустриальном районе маршрут №28 перенаправят через ул. Композитора Глинки и Архитектора Свиязева. В Мотовилихинском районе маршрут №81 пройдет через ряд улиц в ЖК «Погода».
На сегодняшний день предложенные изменения маршрутной сети находятся в стадии обсуждения и могут быть скорректированы.