Ко Дню города Business Class публикует отрывки из лекции доцента НИУ ВШЭ Александра Глушкова о Перми 100-летней давности. Упор сделан на градостроительный аспект и урбанизацию в 20-х годах прошлого века. Именно в это время очерчиваются контуры современного города, каким мы его знаем сегодня.
В 1923 году Пермь переживает внутреннюю трагедию – она теряет статус региональной столицы после того, как город включают в состав Уральской республики с центром в Екатеринбурге. Статус «обычного» города Пермь после ликвидации губерний сохранит до 1938 года, когда появится Пермская область.
В 1922-1923 годах власти начинают активно работать над определением новой городской черты: изучены 18 пригородных деревень и поселков, проведена топографическая съемка Перми и окрестностей. Все эти пригороды, а также заводской поселок Мотовилиха, по мнению властей, были «территориально, исторически и экономически тесно связаны с городом». Еще одной причиной расширения границ стал жилищный вопрос. Темпы жилищного строительства не успевали за приростом населения.
К 1924 году общий квартирный фонд Перми составлял 427,5 тыс. кв. метров. По санитарно-техническим нормам жилья на взрослого должно было приходиться 10 кв. метров, в то время как Перми, по грубым подсчетам, этот показатель составлял лишь 5-6 кв. метров в 1924 году. Однако даже эту цифру можно считать несколько преувеличенной из-за не вошедших в расчеты непригодных квартир.
В первую очередь город рос в западном и южном направлениях, на севере ограничиваясь Камой (если не считать Пролетарскую (Закамскую) слободу и обе Курьи), а на востоке – долиной реки Егошихи, за которой находилось довольно обширное незастроенное пространство между Пермью и Мотовилихинским заводом. По мере присоединения новых пригородных территорий, состоящих по большей части из деревянных строений, город даже статистически приобретал все более сельский вид.
Первым присоединили к городу поселок лесопильного завода «Пермолес» (будущий «Красный Октябрь»). До революции завод принадлежал одной из богатейших семей Российской империи – Балашовым, поэтому в документах 20-х годов эта территория по старой памяти именуется «Балашихой». После крупного пожара в 1922 году включение в городскую черту, по замыслу властей, должно было спасти поселок от полной деградации и маргинализации.
Вторая и более мощная волна расширения Перми нахлынула в середине 20-х годов. Для подъездных путей к новым территориям город «исправлял» пригороды, ремонтируя дороги и строя новые мосты. Была отремонтирована часть Сибирского тракта, а саму дорогу соединили с современным Комсомольским проспектом, привели в порядок въезд в город по второму главнейшему тракту – Казанскому, частично совпадавшему с современным шоссе Космонавтов). В городе спешно ремонтировались и строились новые мосты: через реку Данилиху напротив Ключевой улицы (район современной школы №42); через Егошиху, ведший к деревне Суханки (часть современного микрорайона Городские горки) и т. д.
Итоговый список вошедших в этот период в городскую черту деревень и поселков достаточно внушителен, и далеко не все из них сохранились в современной топонимике города: Верхние Горки, Суханки, старые Мошки, Большая Ива, старые и новые Гарюшки, Данилиха, Загарье, Курочкин поселок, Демидовские печи, Екатерининский поселок, Заболото, Шпальный, Скандаловка, Заостровка, Пролетарская слобода и Нижняя Курья. Последние два были наиболее оторваны от города из-за своего расположения на другом берегу Камы.
После включения указанных поселков и деревень в состав Перми был поставлен вопрос о дальнейшем использовании территорий, особенно участков, отводимых под застройку. Эксперты предостерегали власти от «слободизации» земель, но все же в основном новые территории застраивались частными домами. В течение 20-х годов индивидуальное строительство лишь набирало обороты.
В период 1923-1928 годов наиболее активно застраивались Пролетарская слобода (здесь было «нарезано» 448 участков под усадьбы, что объяснялось, в том числе, переселением жителей на незатапливаемые места), Егошиха (300 участков), поселки Светлый (148 участков) и Шпальный (114 участков). Всего к 1928 году рабочим и служащим Перми выделили 1055 участков под индивидуальное строительство.
Серьезной проблемой стало регулярное подтопление части вновь присоединенных территорий. Прежде всего это касалось поселка Шпальный (часть будущего микрорайона Парковый) и Пролетарской слободы. Людей приходилось переселять, но это касалось только тех территорий, где официально выделялись участки под строительство. Существовала и проблема стихийной застройки: в 30-е годы вокруг города вырастали целые нелегальные поселки на болоте, например, на территории Новой Заимки современного Дзержинского района.
Активная фаза проработки давно назревшего вопроса объединения Перми и заводского поселка Мотовилихи наступила в 1926 году, весь процесс завершился в 1927-м. Под Мотовилихой понимался заводской поселок, входивший в состав обширного Мотовилихинского района. Последний состоял из 10 сельсоветов, в которых проживали в общей сложности порядка 60 тыс. человек. Жилая площадь района оценивалась в 25 тыс. кв. метров.
Панорама Мотовилихинского машиностроительного завода, г. Молотово Пермский округ Уральской области 1931-1932 гг. ГАПК.
Вопрос объединения стал главным в городской повестке. Один из членов пермского Горсовета назвал Пермь «богатой невестой» для «авторитетного жениха», под которым понималась Мотовилиха. Всячески подчеркивалось, что в отдельности и Пермь и Мотовилиха – «незначительные города», и «до тех пор, пока они не объединятся, не оформят свое экономическое лицо, не докажут, что они – крупный промышленный центр, ни о каком коммунальном благоустройстве говорить не приходится».
Единственным камнем преткновения оставался вопрос о том, какие именно земли обширного района, помимо самой Мотовилихи, необходимо включить в состав объединенного города. Слияние было невозможно без включения в городскую черту части земель, не относившихся ни к Перми, ни к Мотовилихе. Основной «очаг сопротивления» переменам находился в деревне Малые горы. Жители поселения считали себя крестьянами, а не горожанами. Деревня Малые горы была одним из ближайших к Перми загородных населенных пунктов, расположенных по Соликамскому тракту, здесь числилось 18 домохозяйств. С восточной стороны к Малым горам примыкали земли Заиво-Костаревского земельного общества, с южной и северо-восточной – городская черта Перми, с юго-западной – городская черта завода Мотовилихи.
Объединение территорий не состоялось бы без строительства Егошихинского перехода – крупнейшего инфраструктурного проекта того времени. Это официальное название участка дороги через Егошиху, которая сегодня более известна как Северная дамба. Первые автобусы здесь запустили в 1926 году.
В 1927 году началось строительство социалистического городка на «нейтральной» территории между Пермью и Мотовилихой. Поселок должен был решить проблему с жильем и инфраструктурой для расширяющихся Мотовилихинских заводов. Отдаленность поселка от городской застройки позволила предложить новаторскую для того времени планировку с учетом расположения квартир по сторонам света.
После объединения Перми с Мотовилихой, по предварительным подсчетам, городская черта должна была увеличиться на 14,6 тыс. га, из которых под застройку отдавалось 672 га. В перспективе это должно было увеличить среднюю обеспеченность жильем до 9 кв. метров на человека.
На присоединении Мотовилихи процесс расширения городской черты не закончился. В первую очередь, это должно было коснуться земель в районе деревни Данилиха и Новой Деревни на юге и «до возвышенности между Егошихой и Ивой» на юго-востоке. Со стороны Мотовилихи расширение признавалось возможным в восточном и северном направлениях за счет земель крестьянских земельных обществ. В состав города планировали включить земли суперфосфатного завода (современный АО «Камтэкс-Химпром»), однако этот вопрос вызвал дискуссию. Помимо этого, признавалось целесообразным включить в городскую черту совхоз «Липовая гора» Агрономического факультета Пермского университета. По сути дела, обсуждение необходимости присоединения этих территорий предвосхитило дискуссии 1930-х о создании «большой Перми», с той лишь разницей, что вопрос присоединения обширных земель на правом берегу Камы пока не стоял на повестке дня. Было известно, что часть правого берега, кроме Нижней и Верхней Курьи, фактически являлась непригодной для застройки по причине затопления разливами Камы и, как следствие, заболоченности местности.
В том же 1927 году в связи с включением в городскую черту территории, расположенной между р. Егошихой и ул. Верхотурской (современная ул. Николая Островского), возник вопрос как о названии самого поселка, так и о наименовании его улиц. За основу был взят проект, разработанный до революции Пермской городской управой. Так в городе появилось более 20 новых улиц, в том числе Тихая, Народовольческая, Фонтанная и Рабоче-Крестьянская. Сам поселок и площадь при нем незатейливо назвали Егошихинским (Ягошихинским), совсем как первое поселение при медеплавильном заводе в XVIII веке.
В городскую черту Перми был включен участок площадью 500 га по Казанскому тракту в районе р. Мулянки, участок такого же размера – по Сибирскому тракту в районе совхоза им. Решетникова, а также дополнительно 1000 га в Мотовилихе, где необходимые для городской застройки земли определялись уже вплоть до железнодорожной станции Балмошная. Кроме того, формально городским становился «весь район Левшино от поселка (станции) Балмошная до реки Чусовой».
В 1928 году снова обсуждался вопрос о включении в состав городской черты земель суперфосфатного завода. Рабочий поселок вокруг завода, который тогда еще назывался сернокислотным, начал складываться в начале 1920-х годов. Активное частное строительство вокруг завода в этот период приводит к появлению поселка Камский. В 1926-1927 годах на горе напротив завода началось строительство двухэтажных деревянных домов, в которые рабочих активно переселяли из расположенных прямо на территории завода бараков. Так начал складываться новый поселок, получивший официальное название «Дзержинский».
В 1930 году был составлен проект расширения земель Перми, включавший Кислотный поселок. В середине 1930-х в нем проживало около 13 тыс. человек. Построенные на скорую руку переполненные бараки требовали капитального ремонта и утепления. Лишь после войны началось строительство микрорайона Кислотные дачи, куда впоследствии переселяли жителей Дзержинского и других окрестных поселков.
На фото на главной: Панорама города Перми в районе микрорайона Разгуляй, начало XX в. / ГАПК. Фото: Государственный архив Пермского края.