Возвращение из безмолвия: история Дягилевского фестиваля

Вспоминаем, как в Перми возрождали имя Сергея Дягилева и с чего начинался знаменитый Дягилевский фестиваль

Автор: Кристина Суворова

В Перми завершается Дягилевский фестиваль – один из самых масштабных и наиболее престижных фестивалей России. Выдающийся импресарио и пропагандист русской культуры Сергей Павлович Дягилев открыл миру десятки новых имен: гениальных композиторов, художников, режиссеров, балетмейстеров и танцовщиков, определивших пути развития искусства XX века. Но имя самого Дягилева и его заслуги в стране долгое время замалчивали. Его возрождение началось в Перми.

Впервые широко о роли Дягилева заговорили в 1987 году, когда Пермская художественная галерея совместно с искусствоведом из Екатеринбурга Сергеем Голынцом организовали Первые Дягилевские чтения. Но и до этого, уже в 1970-80-х годах, когда имена Дягилева, Стравинского, Нижинского упоминались только в специальной литературе, над темой «Дягилевы и Пермь» работали заведующая научной библиотекой Пермской галереи Евгения Егорова, заведующий музеем Пермского театра оперы и балета Юрий Силин и другие.


Фото из архива Пермской галереи


Первые Дягилевские торжества были приурочены к 115-летию со дня рождения Сергея Павловича и включали в себя несколько событий, организованных Пермской художественной галереей. Наиболее важные из них – первая в России выставка и научная конференция, посвященные Дягилеву. Выставка «Сергей Дягилев и художественная культура XIX–XX вв.» сопровождалась научной конференцией и вызвала очень высокий интерес. Приехали ведущие искусствоведы – Стернин, Сарабьянов, Герчук, Кантор, Гаевский…

Открылся «Дом Дягилева», от учебных классов освободили гостиную, которая в дальнейшем стала площадкой для проведения «Чтений», а в школе №11 (в 1992-м она станет Дягилевской гимназией) начал формироваться музей Дягилева.


Надежда Беляева, президент Пермской государственной художественной галереи:

«Выставка 1987 года была первой в России, где на афише стояло имя Сергея Дягилева. Мы представляли живопись, станковую графику и книжную иллюстрацию. Экспозицию открывал раздел «Пермь – Петербург – Париж…». Нам хотелось показать путь Дягилева от Перми, где прошли его детские и юношеские годы, в Петербург, где сформировались его зрелые взгляды и интересы, и Париж с его «Русскими сезонами».

Научным руководителем мы пригласили Сергея Васильевича Голынца, декана искусствоведческого факультета Уральского государственного университета. Помню, мы беседовали о Дягилеве, и я сказала: «Давайте сделаем выставку». На что он спросил: «А вы рискнете?». И это не только не заставило усомниться в идее, а наоборот – послужило стимулом для дальнейших действий.

Начали ездить по музеям, собирать материал. Где-то нам отказывали. Но тем не менее были собраны экспонаты из 32 государственных и частных собраний Советского Союза. В основном это были вещи, которые ранее никогда не показывались публике. В том числе экспонаты из коллекций Русского музея и Третьяковской галереи.

Один из знаковых современных композиторов Леонид Десятников доверил нам партитуру одного своего произведения, посвященного Дягилеву. Но тогда для подготовки к ее исполнению времени было недостаточно. Оперная труппа на тот момент исполняла только классический репертуар, и перейти к новым формам в столь сжатый срок оказалось нереально. Но это было только начало, и музыкальные открытия еще ждали впереди.

Самое главное на старте – у нас была команда людей, очень увлеченных, бесстрашных, которые верили в то, что нам всё по плечу. Успех был оглушительный! Все солидные издания – начиная от «Правды» и «Юности» – освещали это событие. Откликнулись и зарубежные СМИ, и эксперты. Приехала американский исследователь и историк балета Линн Гарафола – автор первой монографии о Дягилеве».


В дни первых «Чтений» на фасаде дома Дягилевых была открыта мемориальная доска авторства Николая Хромова. Идея пришла поздно, и скульптор сделал работу за две недели – во временном, как тогда задумывалось, исполнении. Она до сих пор сохранилась на торце здания.

Первые Дягилевские торжества в Перми дали толчок процессу реабилитации имени Дягилева в России.

«Вокруг были хорошие люди, понимающие, что Дягилева нужно вывести из-под запрета, из безмолвия, незнания обществом, неправильного понимания. Вернуть смыслы, которые несет это имя, и значение, которого заслуживает этот человек», – говорит Надежда Беляева.

1989 год

Вторые Дягилевские торжества были посвящены 80-летию «Русских сезонов». Пермская галерея показала театральные эскизы художников, которые работали с Дягилевым.

Тогда же прошел первый Всероссийский фестиваль одноактных балетов и премьера документального фильма «Несравненный Дягилев» (СССР – Франция), поводом для которого послужила первая выставка. Во время съемок фильма команда галереи и авторы-документалисты вместе путешествовали по Перми, ездили в село Бикбарда, где находилось родовое имени Дягилевых, а также посетили Петербург. Там съемочную группу познакомили с родственниками выдающегося импресарио.

Вечер «Памяти Дягилева» транслировался по каналам телемоста «Пермь – Париж».

Ширилась программа, росло число участников мероприятий. Литературовед Владимир Абашев взял на себя организацию литературной секции конференции, и это обогатило программу. Галерея издала библиографический сборник сотрудника музея Олега Брезгина, в котором собраны все публикации о Дягилеве. Книга практически сразу стала библиографической редкостью, так как впервые была создана источниковедческая база о Дягилеве.

1993 год

Третьи Дягилевские торжества включали художественные выставки «Символизм и модерн» и «Артисты Императорского балета», а также музыкальные концерты в Пермской галерее и доме Дягилевых.

В работе Дягилевских чтений приняли участие зарубежные исследователи из Англии, Голландии и США.

2000 год

В программе четвертых Дягилевских чтений было уже более 70 докладов. На конференции представили альбом-каталог «Сергей Дягилев: Пермь – Петербург – Париж». Он был издан по материалам первой выставки, которая прошла в Пермской галерее в 1987 году.

2003 год

С этого года Дягилевские торжества в Перми поднимаются на новый уровень. Проводится первый Международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». Его инициатором выступил Пермский академический театр оперы и балета в лице его художественного руководителя Георгия Исаакяна, директором фестиваля стал Олег Левенков.

В Пермской галерее были открыты сразу три выставки – «Наследие Серебряного века», «Борис Анисфельд» и «Русский авангард». Дягилевские чтения прошли с участием специалистов из России, США, Франции, Англии и Германии. Впервые в России состоялся конкурс продюсерских проектов.

В разнообразную программу Дягилевского фестиваля вошли несколько спектаклей из репертуара «Русского балета» в исполнении солистов балета Пермского театра, Парижской Национальной оперы и Мариинского театра, мировая премьера оперы «Лолита» Родиона Щедрина, вечер хореографии Дж. Баланчина. Подробнее об этом рассказал Георгий Исаакян.


Георгий Исаакян, президент Ассоциации Музыкальных театров, художественный руководитель МГАДМТ им. Н. Сац, профессор, народный артист России:

«На первом фестивале каждый день у нас был расписан буквально поминутно: утром начиналась международная конференция, днем открывалась выставка Русского авангарда в Пермской галерее, потом был концерт современной музыки в Филармонии, а вечером – премьера в Театре оперы и балета. И так на протяжении 10 дней.

Мы придумали, что фестиваль будет в мае: самое красивое время в Перми – уже тепло, начало белых ночей.

К нам прилетели все. У нас в гостях был японский современный женский балет, американцы, швейцарцы, немцы, к нам приезжали звезды балета Парижской оперы, у нас был Мариинский театр с баланчинскими шедеврами. Каждый день ты сходил с ума, что не успеваешь на все попасть. И, конечно, одной из главных «фишек» фестиваля было то, что мы сразу договорились: в рамках фестиваля обязательно должна быть мировая премьера. Потому что именно это делал Дягилев: каждый год в Париже он на своих «Русских сезонах» потрясал мир тем, что показывал что-то, чего никто никогда не видел. То, что писалось, создавалось и исполнялось специально по его заказу людьми его круга.

Одним из таких событий Дягилевского фестиваля стала мировая премьеры оперы Родиона Щедрина «Лолита», и, наверное, это был один из самых великих дней в истории Пермского театра оперы и балета, когда на открытии фестиваля на сцене сидели сразу три великих артиста, Народных артиста Советского Союза: Майя Плисецкая, Родион Щедрин и Екатерина Максимова. А рядом с ними – один из солистов Балета Сержа Лифаря, знаменитый танцовщик Милорад Мискович, который в то время был Президентом Международного совета по танцу при ЮНЕСКО. Вот такой это было фестиваль».

Полный рассказ о первом фестивале от первого лица – по ссылке.


С 2003 года фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» под руководством Георгия Исаакяна проводился в формате биеннале. С 2011 года фестиваль из формата биеннале перешел в ежегодный формат.

2012 год

В этом году наступает новый этап. Фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» переименован в Дягилевский фестиваль, его художественным руководителем стал дирижер Теодор Курентзис.

Фото: Гюнай Мусаева. Предоставлено пресс-службой оркестра musicAeterna

«За последнее десятилетие Пермь увидела множество концертов, премьер, исполнителей мирового уровня, в рамках фестиваля появились образовательные программы и фестивальный клуб. Фестиваль изменился, вырос, стал событием мирового уровня. Но по-прежнему он продолжает традиции, заложенные гражданином мира Сергеем Дягилевым, и объединяет людей вокруг искусства и культуры. Следует принципу, который отличает подход Дягилева: основываясь на классике, двигаться в новом времени, открывать новые ритмы и смыслы», – отмечают в Пермской галерее.