Автор: Александр Семенов
В Перми состоялось заседание комиссии по противодействию нелегальной предпринимательской деятельности, в котором приняли участие уполномоченный по правам предпринимателей, представители краевого Министерства транспорта, таксопарков и перевозчиков. Центральной темой встречи стало исполнение законодательства при организации перевозок легковым такси в Пермском крае.
Камнем преткновения в сегодняшних условиях стали официальные требования к цвету автомобилей, которые должны быть исключительно белыми с нанесенной маркировкой (полосой с красными квадратами, расположенными в шахматном порядке).
В Пермском крае более чем на 10 % подорожали зарубежные туры и поездки в такси«Это закреплено нашим региональным законодательством. Когда мы обсуждали, какой цвет такси выбрать в Пермском крае, остановились на белом, так как это был самый дешевый и доступный цвет автомобилей практически у всех производителей. Но жизнь вносит свои коррективы. Как только возник повышенный спрос на белые машины, тут же скорректировалась и цена на них, и теперь они совсем не самые дешевые. С учетом ситуации на автомобильном рынке многие перевозчики говорят о серьезном увеличении своих расходов и, как следствие, снижении доходов. Выходом из этой ситуации могло бы стать расширение границ по цветовой гамме. Например, разрешить черный цвет машин», – делится уполномоченный по защите прав предпринимателей Павел Новоселов.
По итогам рабочей группы предложение о расширении цветовой гаммы планируется направить в краевое правительство.
Екатерина Киселева, руководитель пресс-службы АНО «Общественный совет по развитию такси», заявила, что организация не поддерживает расширение цветовой гаммы такси, а выступает за полную отмену любых требований к цвету кузова.
«Эта норма существенно сокращает возможности перевозчиков к легализации. Сегодня на рынке нет того многообразия автомобилей в разрезе цена-качество-цвет. А их перекраска сильно бьет по карману и требует внесения изменений в документы. Не все готовы перекрашивать автомобили, особенно если это самозанятый, работающий на личной машине. Такая категория перевозчиков предпочитает работать «всерую», в том числе от бордюра, и контролировать их практически невозможно. Следует учитывать, что при легализации перевозчики сталкиваются не только с проблемой цвета, но и с проблемой страхования, когда им отказывают в ОСАГО и предлагают купить полис в 5-7 раз дороже обычного. Поэтому считаем, что нужно сокращать количество барьеров, препятствующих легальной деятельности».
Руководитель одного из пермских таксопарков, пожелавший остаться анонимным, также выразил мнение, что добавление одного только черного цвета – недостаточная мера для развития сферы в крае. Директор компании отметил, что большинство водителей используют машины самых разных цветов. Он также обращает внимание на проблемы, связанные с утечкой данных об автомобилях, когда-либо работавших в такси, что негативно влияет на стоимость машины при продаже.
«Если и расширять цветовую гамму, ограничений по цвету не должно быть вовсе. Проблема в том, что 80% водителей ездят на разноцветных машинах, и получать лицензию таксиста готов далеко не каждый и не только из-за палитры. Когда получаешь разрешение, вся информация утекает в сервисы проверки авто, и то, что машина работала в такси, легко ищется по базам. В дальнейшем при продаже автомобиля рыночная стоимость машины падает на 30-50%. К тому же многие используют машину в личных целях. Получив разрешение, необходимо регулярно проходить медика, механика и только после этого куда-то выезжать. Проблема намного глубже, потому что в большинстве случаев у частников нет инфраструктуры для прохождения медиков и механиков. Инициатива хорошая, но и другие факторы должны учитываться, чтобы сначала водителей приучить работать по закону», – размышляет собеседник.
Ряд экспертов полагают, что и легализация одного дополнительного цвета улучшит ситуацию на рынке такси. «Мы, конечно, за расширение цветовой палитры. В первую очередь, цвет кузова никак не влияет на безопасность, однако текущие ограничения сильно ограничивают доступ автомобилей в сервис такси. Считаем, что нужно разрешить хотя бы два цвета – белый и черный, как самые распространенные», – поддержал идею директор таксопарка «Эпоха» Дмитрий Еньчев.
В пресс-службе Яндекс GO также отметили сложности, связанные с требованиями к единой расцветке автомобилей. «Из-за того, что в Перми разрешены автомобили такси только одной расцветки, таксопарки медленно пополняются, а самозанятые не могут подрабатывать на собственных автомобилях – оклеивать их в пленку разрешенного цвета оказывается дорого и невыгодно. Если допустимых для такси цветов будет больше, это позволит привлечь новых водителей и бороться с их дефицитом», – пояснил «bc» представитель агрегатора.
Дочернее предприятие «ЛУКОЙЛа» незаконно завышало цены на топливо в Пермском краеПо данным «Яндекс.Такси», в регионе к системе Яндекс GO подключено более 12 тысяч пользователей. Однако только каждый пятый из них (2503 водителя) имеет разрешение на перевозку пассажиров и соблюдает все формальные процедуры, включая медосмотры, техосмотры транспортных средств и заполнение путевых листов.
В Министерстве транспорта Пермского края рассказали о мероприятиях по легализации рынка легкового такси:
Отметим, что для агрегаторов установлены требования подключать только легальных водителей, но в Кодексе об административных правонарушениях ответственности за обратное не предусмотрено.
Министерство транспорта Пермского края представило статистику, согласно которой на территории региона зарегистрировано 2639 легальных автомобилей такси и 436 перевозчиков, из которых 153 являются самозанятыми. В ведомстве отмечают, что действующая цветовая гамма такси соответствует Федеральному законодательству.
«В рамках требований к цветовой гамме кузова автомобилей легкового такси на территории Пермского края было выдано за 2022 и 2023 гг. разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси свыше 1500 единиц, что показывает готовность перевозчиков легкового такси соответствовать требованиям Законодательства Пермского края», – аргументируют в Минтрансе.
Новые технологии на транспорте – часть умного города