Валерий Михайлович, из заводской команды «Амкар» вырос до участника еврокубков. Когда создавали команду, думали о таком?
– Ничего сногсшибательного не загадывали, когда команда только создавалась на базе Завода минеральных удобрений (до весны 1993 года он входил в состав «Пермнефтеоргсинтеза» – прим. «bc»). Проводились спартакиады в рамках производственного объединения: и баскетбол, и хоккей, и футбол, и волейбол, и лыжи, в общем – все. Как и у других предприятий и подразделений, у Завода минеральных удобрений были свои команды, в том числе футбольная.
На первых порах она участвовала только в корпоративных соревнованиях, а потом, когда «Минеральные удобрения» отделились и акционировались, «Амкар» вышел на вольные хлеба. Мы стали играть сначала на уровне города, потом области. Но даже когда уже и там, и там завоевали первые места, у меня не было мыслей о походе до Премьер-Лиги и тем более до еврокубков. Это сами игроки сказали: «Михалыч, а замахнуться на профессиональную лигу слабо?». Вот так и организовались. А когда дело пошло, почувствовали тот самый аппетит, который приходит во время еды, и начали потихоньку понимать, что значит – профессиональный футбол, и покорять ступень за ступенью.
Какой матч вспоминается как самый яркий?
– Их было много. Но самые-самые, это, все-таки, игры в еврокубках с «Фулхэмом». И в Англии, и в Перми. Матч на выезде запомнился, потому что впервые, вообще впервые, наши футболисты вышли на столь высокий уровень. Смотрю: коленки трясутся – не готовы были к такому, и проиграли 1:3.
Чтобы остаться в турнире, дома нужно было выигрывать 2:0. И матч в Перми складывался в нашу пользу, мы играли хорошо, давили. Англичане, что называется, «автобус поставили»: на отбой играли, и все. Забить им два мяча нам, к сожалению, не удалось, только один. Но он останется на всю жизнь в моей памяти.
Пермское богатое и бедное. Чем запомнился 2008 год в Пермском крае?И всех болельщиков «Амкара»…
– Народу на игре с «Фулхэмом» было столько!.. Не только в проходах на трибунах сидели, даже на забор у стадиона забирались, с балконов соседних домов смотрели – отовсюду, откуда только можно придумать. Этот ажиотаж и атмосфера действительно незабываемые.
Конечно, были и матчи разочарований, и немало. Например, с «Локомотивом», когда мы первый тайм выиграли 3:0, а закончили встречу со счетом 3:4. Потом то же самое с «Рубином» – 2:0 вели, а в итоге проиграли 2:3… Но больше всего эмоций вызвал финал Кубка России с ЦСКА. Обидно то, что мы не по игре проиграли, а по судейству. Судья, видя положение «вне игры» на полметра, не дал свисток. ЦСКА сравняли счет, и так мы дошли до пенальти. Ну, а пенальти – это уже лотерея…
Если говорить про игроков, без кого нельзя представить историю «Амкара»? Самые яркие личности, на ваш взгляд.
– Я бы назвал, прежде всего, Костю Зырянова, Костю Парамонова, Лешу Попова. И, конечно, «без болгара нет «Амкара», поэтому нельзя не вспомнить и Захари Сиракова, и Мартина Кушева, и Жору Пеева, и Петра Занева.
Это футболисты, которые действительно играли за клуб с полной отдачей, а не приезжали отработать зарплату. Многие стали тренерами – Кушев, Сираков, а еще Дмитрий Пятибратов, Андрей Козлов. А самая яркая личность, пожалуй, это Володя Леонченко, в настоящее время – генеральный директор футбольного клуба «Локомотив».
К нам в Пермь-то, наверное, никто не приезжал ради денег, потому что «Амкар» никогда не выделялся финансами по сравнению с другими. Скорее, наоборот…
– Если брать бюджеты топ-клубов и «Амкара», это, конечно, несравнимо. Но я всегда говорил, что на поле играют не деньги, а игроки.
А как вы привлекали игроков в Пермь, не имея финансового преимущества перед конкурентами?
– Во-первых, искали тех, кто хочет прежде всего расти профессионально и имеет здоровое желание играть в футбол, потому что на маленькие деньги, конечно, топовых игроков не пригласишь. В основном смотрели и отбирали трудяг или, как говорят в футбольной среде, «собак». Ребята шли к нам, понимая, что, если они здесь, в «Амкаре», смогут заявить о себе, то и дальше построят успешную карьеру. Такие примеры есть – и в топовые клубы попадали, и за сборную играли.
Еще «Амкар» отличала особенная атмосфера в клубе, и человеческие отношения, построенные на взаимном уважении и взаимоотдаче. Наверное, рассказы об этом передавались по сарафанному радио и тоже сыграли свою роль.
Еще про финансовую сторону – 2010 год, «Амкар» объявил, что уходит из Премьер-Лиги. Была очень большая история, в результате вы покинули клуб. Можете рассказать, как все происходило? Что переживали, что чувствуете сейчас?
– Я никогда не рассказывал об этом… 2010 год ознаменовался тем, что действующий губернатор (Олег Чиркунов – прим. «bc») говорил: «По окончании сезона уходите в Первую лигу, как будто чисто по спортивному принципу – проиграли и вылетели».
Но я ослушался. Раз ослушался, значит, получил уже не предложение, а ультиматум. Нам сказали, что денег на сезон будет меньше, а в тот момент «Амкар» уже имел долги перед футболистами. Тогда я и заявил, что нужно уходить в Первую лигу, поскольку Премьер-Лигу мы финансово не потянем.
Я думал, что это все искренне. А это был просто спектакль, который устроил действующий губернатор и на то время лучший мой друг. У него, видимо, был синдром второго лица, потому что он на протяжении 16 лет на заводе и в «Амкаре» был за моей спиной. Главное было – меня убрать, амбиции у людей...
Я не просто ушел из клуба, а уехал со всей семьей в Краснодар. Многие говорили, что с «Амкаром» все сделано специально, чтобы дать возможность футбольному клубу «Краснодар» выйти в Премьер-Лигу. И мой переезд подтверждает, что якобы мне припасли местечко теплое. Но жизнь показала правду. Никто ничего не припасал, мы просто переехали, в Перми я оставаться не хотел.
Переходя к возрожденному клубу «Амкар Пермь», как вы оцениваете его движение?
– Надо понимать, что мы с нуля собирали игроков. Из существовавшей на то время «Звезды» перешел только один – Женя Тюкалов. Поэтому приходилось комплектовать команду, приглашая футболистов из разных клубов, и на это у нас было всего лишь две недели, когда мы только выходили на старт сезона 2021-2022 годов.
Продвижение вперед было: в первом сезоне мы заняли четвертое место, во втором – уже третье. Но случилась реформа Второй лиги, которая сыграла жестокую шутку с нашей командой. Без этих изменений возможность перехода в Первую лигу была бы 99,9 %. Но когда во Второй лиге стало аж три, условно говоря, дивизиона... Дивизион Б, в котором мы сейчас играем, дальше дивизион А, который разделился на две группы. И чтобы попасть в Первую лигу, нужно пройти все эти ступеньки. Поэтому нас немножко откинуло назад. Но это не значит, что на планах поставлен крест.
Продвижение все равно будет, хоть путь и стал тернистее, труднее, затратнее еще и потому, что сейчас инфляционные процессы начали на него влиять. Обостренная борьба как в «золотой» группе, так и в «серебряной» заставляет увеличивать бюджеты. Естественно, заработная плата выросла. Допустим, «Челябинск», находясь в «золотой» группе, имеет примерно 400 миллионов бюджет. В «серебряной» бюджет клубов колеблется от 200 до 300 миллионов. Те, кто ставит задачи выхода из «серебряной» в «золотую» группу и из «золотой» в Первую лигу, стараются приглашать игроков более высокого уровня. А профессиональный игрок из Первой лиги не пойдет даже в «золото», если сумма не будет привлекательной. Поэтому и начинается рост зарплат. Если до реформы зарплата в 150 тысяч рублей – это был верхний предел, то сейчас – нижний.
Но надо опять, как я уже говорил, «искать собак», то есть тех, кто бьется, борется за клуб, ищет свой шанс и готов все отдать ради успеха в футболе. Здесь я предвижу вопрос насчет местных ребят…
Да, есть ли возможность делать ставку на местных, на пермскую молодежь?
– Любой клуб хочет набирать местных игроков, но никому в мире, кроме разве что «Барселоны», не удавалось собрать команду только из своих воспитанников. Для абсолютного большинства клубов это тупиковый путь. Дай бог, если хотя бы один человек в год из академии будет доходить до «основы». Вот сейчас есть три игрока из молодежки, которых начинаем подпускать к играм за основной состав. Но это не значит, что все трое смогут в нем удержаться. Играть должен тот, кто к этому готов, а не тот, кто окончил определенную футбольную академию.
Какая сейчас посещаемость матчей, и какие задачи здесь ставите?
– Среди команд Второй лиги (их более 80) мы на втором месте по посещаемости. Все-таки бренд «Амкара» силен. Что касается задач, западную трибуну надо полностью заполнить – она вмещает 3,5 тысячи зрителей. Для игр Второй лиги и для дивизиона «Б», и для «серебряной», и для «золотой» групп этой трибуны хватит. А там, дай бог, может быть, и появится нормальный стадион европейского уровня. Все-таки у нас миллионный город, а стадион – один-единственный, 1960-х годов постройки.
Несмотря на то, что мы начинаем с нуля, со Второй лиги, все равно болельщики воспринимают «Амкар» таким, каким он им запомнился в Премьер-Лиге, и требуют от ребят соответствующей игры. Но, к сожалению, чудес не бывает. Будем постепенно двигаться, создавать коллектив, костяк, сердце команды. Этот процесс идет, кое-какие позиции закрепляются, но пока окончательной устойчивой конструкции нет.
Можно представить быстрый путь – накупить игроков из Первой лиги и выскочить вперед. Но кто такие деньги даст? Поддержка губернатора и правительства есть, это ощутимо. То же самое и о спонсорах могу сказать – только хорошее. Но сами понимаете, в какое время мы сейчас живем – сначала коронавирус, потом СВО, это требует больших вложений, и, конечно, нужно расставлять приоритеты. Так что, мы чем богаты, тем и рады.
Про бренд – можете вспомнить случаи, когда «Амкар» узнавали где-то далеко за пределами Перми?
– Иной раз неожиданно человек подходит и спрашивает: «Это вы?». И не только в России подобные ситуации случаются. Заговоришь о футболе, например, в Турции, и выясняется, что «Амкар» и там знают, даже работники отелей. Так что перерыв, который случился в 2018 году, не нанес ущерба бренду «Амкара». Но это не отменяет задачи по его усилению. Я понимаю всю ответственность, которую на себя взвалил. Подниматься в Первую лигу трудно и, может быть, не совсем выполнимо в те сроки, которые изначально определил для нас губернатор. Возникающие нюансы – и реформа, и инфляционные процессы, могут замедлить движение, но не должны остановить его.
Датой рождения «Амкара» считается 8 мая 1993 года. Именно в этот день впервые вышла на поле команда, созданная в АО «Минеральные удобрения». Официальную регистрацию как профессиональный клуб «Амкар» прошел в 1994 году. С 2004 по 2018 год выступал в Российской премьер-лиге (РПЛ). Высшим достижением команды является четвертое место по итогам сезона 2008 года, которое дало право выступить в раунде плей-офф квалификации Лиги Европы, где «Амкар» проиграл английскому «Фулхэму» по сумме двух встреч. В кубке страны команда также в 2008 году доходила до финала, где уступила ЦСКА. Летом 2018 года клуб расформировали, а в апреле 2021-го он был возрожден как «Амкар Пермь».
В текущем сезоне команда занимает первое место в турнирной таблице LEON-Второй лиги Б. Цель команды на сезон — выход в дивизион выше — LEON-Вторую лигу А.
Какие были впечатления от Перми, когда вернулись после перерыва? Соскучились?
– Конечно, когда уехал, скучал по команде, смотрел каждый матч... Если сравнивать, какой была Пермь тогда и сейчас – это как небо и земля. Радует то, что наконец-то у нас появился хозяин края. Начали строить социальные объекты и инфраструктурные.
Я 15 лет был депутатом Законодательного Собрания (три созыва с 1997 по 2011 год – прим. «bc»), и каждый год мы закладывали в бюджет средства на оперный театр, на зоопарк, на галерею, на инфекционную больницу… А потом эти деньги лежали как некая заначка, из которой практически на каждой пленарке по чуть-чуть отщипывали: «Вот туда очень надо, сюда очень надо». Сейчас мы видим объекты, о которых долгие годы только говорили. Да, не все они завершены, но главное – стройки идут, движение есть.
Может быть, и до нового стадиона дело дойдет… А вообще – обсуждали этот вопрос с Дмитрием Николаевичем Махониным?
– Да, и техническое задание на строительство нового стадиона есть, года два назад мы участвовали в его формировании. Почему не начали строить? Объектов в Пермском крае много, и это опять же вопрос расстановки приоритетов. В районе ДКЖ будет спортивная арена на 10 тысяч зрителей – сейчас это в фокусе внимания. Следующим спортивным объектом, думаю, может стать и наш.
Я считаю, что в Перми все равно появится стадион высокого класса с крытыми трибунами. Открытый при нашей погоде – не то. Да и в таком случае логичнее, наверное, за небольшие деньги провести реконструкцию «Звезды», а не начинать новое строительство. Но раз город кардинально преобразился, то, полагаю, и спортивные сооружения должны соответствовать уровню и быть по-настоящему современными. В любом случае это получится. Главное, чтобы было желание и возможности. И то, и другое есть.
Большая общепермская история. Интервью с Сергеем Кущенко об «Урал-Грейте»Фото на главной: Владимир Бикмаев; фото в тексте предоставлены пресс-службой «Амкар Пермь»