Business Class публикует выдержки из лекции Анны Сидякиной, доцента кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ, редактора по репертуару «Пермской синематеки».
Как обмолвилась пермский режиссер Ольга Аверкиева: «В Перми сейчас каждый день снимается кино». Территории за пределами краевой столицы востребованы кинематографистами в неменьшей степени, даже наоборот. При этом географические приоритеты несколько изменились. Например, в прежние десятилетия фаворитами были Кунгур и Хохловка. Особенно Кунгур: сохранившаяся историческая архитектура, гостиные дворы, несколько церквей, купеческие дома – все замечательно работает на создание исторической среды, атмосферы прошлого, либо пространства современной глубинки («Чужая родня» (0+), «Тени исчезают в полдень» (18+), «Приваловские миллионы» (18+)) и не только.
Только в течение 2023 года 15 игровых проектов были заявлены и в большинстве своем реализованы на территории Прикамья («Чувства Анны» (18+), «Фрау» (18+), «Она танцует» (12+), «Культурная комедия» (12+), «Иван Семенов. Большой поход» (6+) и другие). В 2024 году только тех картин, что одобрены Пермской кинокомиссией для получения субсидий, было десять. В том числе: «Урок» (18+), фантастический «Радар» (16+), комедийные «Вышка» (16+) и «Улов» (16+), драма «Последний пионер» (12+), спортивный «Кубок Королёва» (6+).
В последние годы вектор интереса кинематографистов заметно сместился в сторону Усьвы, Губахи, Горнозаводского и Александровского района. Популярнейшей локацией стал Каменный город («Сердце Пармы» (16+), «Территория» (18+), «Иван Семенов. Большой поход» (6+), «По щучьему велению» (6+), «Чук и Гек» (6+)), устойчивую кинематографическую репутацию приобрел поселок Кын. Полные драматизма эпизоды разных фильмов снимались на Усьвинских столбах («Географ глобус пропил» (18+), «Время первых» (6+)), в окрестностях Усьвы и Верхней Губахи. Снимавшийся на севере Пермского края хоррор-сериал «Территория» (18+), действие которого разворачивается в Коми-Пермяцком округе, весь пропитан местной жутковатой мифологией, образующей особую мистическую реальность. Свою глубинную «территорию», противостоящую внешнему цивилизованному миру, очертил и триллер «Подельники» (18+), снимавшийся в селе Кын.
При этом многое изменилось в отношении к уральскому геокультурному ресурсу в кино. Если прежде, допустим, чусовские скалы-бойцы, которые мы видим в фильме «Волга-Волга» (6+) (это первый большой фильм, который снимался в Прикамье) играли роль безучастной декорации и обобщенного удаленного от цивилизации «дикого места», откуда – к народу, к признанию, к большой открытой воде направляется «Севрюга» с Любовью Орловой на борту. Или, скажем, зимняя тайга Верх-Яйвы, где снималась комедийная мелодрама «Девчата» (0+), исполняет роль суровой природы, которую покоряет человек.
Сегодня же тайга не безответна. Она осмысляется в кино как место подлинной мистической силы, зачастую противостоящей социальным иллюзиям и кризисам цивилизации. В новом кино местный ландшафт взывает к человеку, побуждает к поиску смысла, меняет героя, пробуждает глубокие переживания.
Столь масштабный рост кинопроизводства в Пермском крае обратил на себя внимание исследователей и дал повод заговорить о киногеничности региона. Сегодня исследователи предлагают понимать этот термин как совокупность возможностей, которые способствуют созданию кинообраза на экране. К примеру, доцент кафедры туризма ПГНИУ Анастасия Фирсова отмечает, что киногеничным «становится регион с наличием природных и культурных границ, обладающий визуальной выразительностью, смысловой насыщенностью, туристскими и креативными сообществами». Все это есть у Пермского края. Для кино интересны пространства, находящиеся на стыке ландшафтных рубежей: равнина и горы, материк и море, лес и степь, центр и окраина и т.д. Богатейшая натура Пермского края этим обладает: бескрайностью лесов, величием недвижимых скал и живостью рек, провалами и высотами, сочетанием дикой природной силы и обитаемого культурного слоя. Древнее, сильное, рельефное, визуально выразительное, пропитанное этнокультурной мифологией – таково пространство Пермского края.
Кадр из фильма «Культурная комедия» (12+)
Первые короткометражные хроникальные сюжеты были сняты в Перми на заре кинематографа, в 1900-е годы. Известно два – «Пермская купчиха переезжает на дачу» (скорее всего, в Нижнюю Курью) и «Извлечение пули в Александровской земской больнице». Первый из них точно показывался в пермских электротеатрах. Но эти фильмы утрачены.
Самое раннее из сохранившихся изображений Перми на кинопленке – это… прибытие поезда. В ноябре 1918 года во время гражданской войны в Пермь приехал с целью укрепления линии фронта партийный деятель Григорий Зиновьев. Вскоре после его отъезда части белой армии пошли в наступление, а в декабре в Пермь зашли войска генерала Пепеляева – началась кровавая «пермская катастрофа».
24-25 декабря 1918 года в результате наступления колчаковских войск под руководством генерала А. Н. Пепеляева Пермь оказалась под властью белых. Потери 3-й Красной армии при оставлении города составили более 8 тыс. человек убитыми, ранеными и без вести пропавшими. Из-за срыва эвакуации колчаковцам досталась масса военного имущества. Это событие вошло в историю гражданской войны под названием «пермской катастрофы».
Считается, что кадры визита Зиновьева в Пермь снимал на тот момент без пяти минут гений мирового кинематографа Дзига Вертов. Вокзал, перрон, железнодорожные пути – именно с этого начинается пермский кинообраз.
Прибытие поезда традиционно символизирует начало новой истории. В русской культуре этот сюжет имеет особое значение, его драматизм усугубляется связью с темой национального пути, русской судьбы. Кстати, в раннем кинематографе существовало понятие «русский финал». Зачастую европейские кинопромышленники снимали фильмы с двумя финалами: с благополучным – для европейской аудитории, и с трагическим – для русского зрителя. Почему? Русская публика предпочитала жестокую драму, слезы и катарсис в кинозале.
Пермское «прибытие поезда» не отличается выразительностью в плане визуальных приемов, но это лишь внешняя сторона. Взглянув глубже, в этой съемке можно обнаружить скрытую мощь «русского финала» – грядущей «пермской катастрофы».
Семиотической архитектонике пермского культурного образа вообще свойственна внешняя визуальная скромность, с одной стороны, и богатство скрытых сюжетов, глубины смыслов – с другой
Замечательно, что пермский сюжет «прибытия поезда» не закончился на трагической для города ноте. Пермь испытала еще одно знаменательное «прибытие», и оно как раз связано с приходом в город большого кино.
«Поезд идет на восток» (0+) – советский художественный фильм, романтическая комедия о советской молодежи, поставленная режиссером Юлием Райзманом в 1947 году. В День Победы 1945 года девушка-садовод Зина Соколова, выпускница Тимирязевки, и капитан-лейтенант Николай Лаврентьев отправляются на поезде во Владивосток. Сначала их отношения не ладятся, но на одной из станций герои отстают от поезда, – после чего они вынуждены двигаться дальше вдвоем, знакомясь по дороге с людьми и с жизнью Советского Союза. Сначала они попадают на строящийся большой завод, и на заводском самолете летят дальше на восток. В дороге между ними возникает привязанность, романтическое чувство, в финале нам дают понять, что предстоящая разлука героев будет недолгой, их ждет общее будущее.
Начало их совместного пути – судьбоносный поворот – происходит в Перми, точнее – в Молотове. Станция, на которой герои отстают от поезда, замешкавшись на привокзальной площади, не названа, имя города не звучит, но пермяки узнают в здании вокзала станцию Пермь II.
Роль безымянного города в глубине России Пермь играет и в ряде других картин. Например, в «Заре навстречу» (16+) 1959 года, где действие происходит сначала в небольшом сибирском городке в 1916-1917 годах. В одном из эпизодов Владимир Ленин выступает… на балконе Дома Мешкова. По сюжету Ильич вышел на балкон одного из петергофских зданий, чтобы объявить о том, что временное правительство низложено, и государственная власть перешла в руки рабочих и солдатских депутатов.
В фильме «Бессонная ночь» (12+) 1960 года мы вновь видим старый пермский вокзал, а также улицу Качалова и Комсомольский проспект. Один из героев фильма, архитектор, выходит из машины на Комсомольской площади и говорит своим товарищам, указывая на «Башню смерти», что этот дом строил он. «Какая гармония, какие пропорции!» — восклицает его спутница. При этом само здание не показано.
В этом фильме Пермь играет обобщенную роль советского города на периферии, далекого от столичной жизни, но растущего, строящегося.
И даже в нашем любимом, целиком пермском «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника» (6+) Пермь не названа. В фильме она представляет собой опять же очень молодой, чистый, просторный город с широкими светлыми улицами, стеклянными витринами, большими окнами в домах. Визуальной магистралью этого «нового» молодого города опять становится Комсомольский проспект.
На формирование такого образа работают и локации в Городских Горках Мотовилихи. В здании 116-й школы (ул. Техническая, 10) размещался «штаб» съемочной группы – в школьном спортзале были построены интерьеры квартиры, в которой жил Иван. Неподалеку по одной из аллей в воображении Семенова дружным строем маршировали дисциплинированные бабушки.
Пожалуй, впервые Пермь сыграла саму себя в фильме «Большой трамплин» (6+) («Беларусьфильм», 1973 год, режиссер – Леонид Мартынюк). Картина целиком снималась здесь, с местными актерами, и Пермь названа местом действия. Главный герой – мальчик из спортшколы «Летающий лыжник». В фильме мы видим пермские трамплины, панорамы Мотовилихи, бульвар Гагарина, Егошихинский лог. Роль школы, где учится главный герой, исполнило здание НИИУМСа по ул. Ленина, 66. Одна из сцен снималась у свай тогда еще строящегося драматического театра. В фильме многое работает на создание образов полета и преодоления – город показан с высоты, с помощью превосходной аэросъемки, символичны детали – например, наклонные опоры, напоминающие трамплин, под крышей центрального входав школу (т.е. в НИИУМС) и торчащие, вздыбленные сваи будущего драмтеатра, блуждая среди которых, герой переживает свою неудачу.
Детский фильм «Транти-Ванти» (0+) Свердловской киностудии снят по повести пермской писательницы Ирины Христолюбовой «Колокольчики мои». Его герой, первоклассник Егор Тарантин из поселка Верхняя Курья – большой выдумщик. Однажды ему показалось, что работающий в соседнем Доме отдыха массовиком-затейником студент Костя Хохолков – пришелец из космоса. В фильме мы видим ворота в Дом отдыха «Верхняя Курья», причал на Курьинском пляже, Камский мост, галерею, Комсомольский проспект, новый драматический театр и даже автобус маршрута №7, который ходил до Курьи.
Тема перевоспитания, начатая в фильме про Ивана Семенова, продолжилась, спустя десятилетия, во всенародно известных «Реальных пацанах» (16+). Вся Пермь оказалась вовлечена в мир этого сериала: «Дом грузчика», центр, Разгуляй, Мотовилиха и т.д.
В «Реальных пацанах» (16+) город показан в разнообразии культурных слоев: от «трущоб» до театра и университета. При этом преобладает универсальный для этого фильма культурный код – язык «городских варваров». Он становится репрезентативным для Перми и в последующих кинопроектах – «Елках», например, или в новом «Иване Семенове» Антона Богданова.
Чисто пермская история. Интервью с автором идеи фильма «Культурная комедия» (12+)Не раз в объектив кинокамеры попадала Кама. Разумеется, ее кинооблик и символические интерпретации менялись в зависимости от времени и эпохи. В советские годы, особенно в документальном кино, Кама представала в образе «рабочей» реки, ее пространство было наполнено теплоходами, трудягами-баржами, стремительными «Ракетами».
И совершенно иначе выглядит Кама в постсоветском «Географ глобус пропил» (18+). Теперь это затон, символизирующий остановившееся время: застывшая замершая подо льдом вода, заиндевевшие проржавленные суда, безвременье и, в общем-то, безысходность, несмотря на изумительной красоты пейзажные кадры…
Театральный сквер неоднократно попадал в кадры документального кино о Перми – в основном по причине близости Театра оперы и балета и Пермского хореографического училища. Один из самых выразительных, метафоричных, с богатым кинобэкграундом образов – ливень в Театральном саду в документальном фильме «Урок танца» (16+). А еще именно Театральный сквер своей неразрывной близостью культуры и природной натуры сближает диаметрально разных героев «Фрау» (18+) Любови Мульменко. Сам театр стал местом съемок и во «Фрау», и, прежде, в боевике «Любимчик» (18+) Павла Печенкина (1991 год).
Кстати, мрачным антагонистом Театрального сквера в 1990-е был знаменитый долгострой «Колизей». Не нынешний ТРК, а едва начатый и так и незавершенный киноконцертный зал на этом месте, воспетый в городских легендах как инфернальная дыра. Он тоже снят в «Любимчике» (18+).
Пермская кондитерская фабрика стала основным местом съемки фильма «Чувства Анны» (18+) режиссера Анны Меликян. Героиня живет в Перми и работает на производстве. Мелодрама-антиутопия перекликается и с советской «Сладкой женщиной» (12+), и с «Чарли и шоколадная фабрика» (6+), и с множеством антиутопий, вводя таким образом Пермь в пространство сложной культурной традиции – через кино. Это же можно сказать и о других авторских фильмах, в частности, о «Фрау» (18+), где тонко сплетено то, что, наверное, составляет основной потенциал пермской киногении – соединение урбанистического (культурного, промышленного) и стихийно-природного, которое продолжает жить и дышать.