Алексей Александрович, в Перми создали туристический код. В рамках проекта в центре города появились лавочки, ярмарочные домики, информационные стенды, брендированные люки и т. д. Повлияло ли это на развитие туристической привлекательности города?
– Облик центральных улиц Перми привели к единому знаменателю. Изменения видно невооруженным глазом. Туристы и гости города помимо посещения основных достопримечательностей очень любят гулять, именно во время прогулок складывается впечатление о городе. Во-первых, благоустроенная среда положительно сказывается на туристическом имидже Перми, а во-вторых, сами жители столицы края заново открывают для себя город, этому способствуют и новые экотропы, и интересные маршруты по районам – я сам часто вижу прогуливающихся пермяков, с интересом изучающих таблички на зданиях и информационные стелы.
Постюбилейный эффект. Зачем туристы едут в Пермский край?В чем значимость создания туристического кода города? Как Пермь в этом направлении смотрится на фоне соседних Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани, Кирова?
– На мой взгляд, это эффективная поддержка для роста внутреннего туризма в России. Любой город может сформировать комфортное и благоустроенное пространство и тем самым привлечь больше гостей. Многие туристы из Екатеринбурга все чаще выбирают круизные туры из Перми так, чтобы день провести в нашем городе: погулять на набережной, посетить музеи и рестораны. Казань и Нижний Новгород уже сформировали туристические бренды, а Пермь активно к этому стремится и перенимает опыт соседей.
Какие еще мероприятия необходимы для развития туризма в Перми?
– Определенно к вопросу нужно походить комплексно. Создание туристического кода – лишь одна из составляющих успеха. Власти, на мой взгляд, идут правильным путем – презентуют потенциал Перми на всероссийских туристических форумах и выставках, проводят пресс-туры, для тревел-блогеров, журналистов федеральных туристических изданий. Все это повышает узнаваемость Перми как места для туризма. Конечно, огромную роль сыграло 300-летие Перми – яркая событийная линейка привлекла много гостей в город. В прошлом году турпоток в Перми увеличился на 22% по сравнению с предыдущим периодом, а для отпуска, досуга и отдыха город выбирали 28% туристов. Для Перми, как для города с развитым деловым туризмом, это высокий показатель. Стало понятно, что нельзя ограничиваться только юбилеем, нужно сохранять темп, поэтому радует сохранение летнего фестиваля «Город встреч». На мой взгляд, нужно создавать дополнительные мероприятия, именно отдельные события притягивают людей. Кроме того, скоро откроются современные гостиницы, так что город имеет все шансы стать «туристическим хитом».
Как развитие туризма влияет на привлекательность города для малого и среднего бизнеса?
– Бизнес рад туристам. Это дополнительные посетители гостиниц, заведений общепита, такси, покупатели в магазинах и сувенирных лавках. На фоне развития туризма растет число гидов, появляются новые турпродукты – экскурсионные маршруты, туры выходного дня, а также повышается качество предоставляемых услуг.
В Перми со следующего года планируется ввести туристический налог в отношении гостиниц и хостелов в размере 100 рублей за каждого туриста за день пребывания. Как вы оцениваете меру?
– Отмечу, что право на введение подобного инструмента с 2025 года разрешено Налоговым кодексом РФ. Администрация Перми уже провела ряд встреч и круглых столов с представителями гостиничного бизнеса, депутатами для обсуждения нового налога. С одной стороны, бизнес ждет дополнительная нагрузка – необходимо сдавать ежеквартальную налоговую декларацию и менять документооборот при заселении постояльцев. Но в итоге в Перми появятся дополнительные средства на улучшение туристической инфраструктуры, это плюс и для пермяков, и для гостей города.