В Пермском Театре-Театре покажут премьеру – драму «Мороз» (16+)

На большой сцене Пермского академического Театра-Театра 31 октября, 1, 2 и 3 ноября состоится премьера драматического спектакля «Мороз» (16+). Пьесу одного из самых известных современных белорусских драматургов Константина Стешика поставил режиссер, лауреат «Золотой Маски», художественный руководитель Театра-Театра Борис Мильграм.

Пьесу «Мороз» Константин Стешик написал в 2022 году. Ее сюжет довольно прост и при этом страшен. Два друга похитили из морга тело третьего, чтобы похоронить его так, как он хотел. Но их машина сломалась, и вот два живых человека и один мертвый остались посреди снежного нигде, наедине с лютым морозом и сложным выбором…

«Как правило, я не делюсь своей, скажем так, «кухней», потому что считаю, что искать смыслы – это задача зрителя, – отвечает на вопрос о замысле «Мороза» драматург. – Я задал важные для меня вопросы в этом тексте, может быть, даже самые важные. Все остальное – на совести «интерпретаторов».

Пьеса в свое время настолько поразила режиссера Бориса Мильграма, что он решил обязательно поставить ее, причем на большой сцене:

«К. Стешик написал абсолютно гениальный, сильный, невероятно зримый текст. Текст, в котором хочется произнести каждое слово. Текст, который и является главным действующим лицом нашего спектакля. Для меня это пьеса о том, как в каждом из нас сочетается долг и желание жить. Долг, выполнение которого требует иногда твоей жизни, и жизнь, которая хочет порой отменить долг. Это трагическое, страшное столкновение... Что важнее? Что сильнее? Чему ты посвящен? Что выбираешь? Правильных ответов не существует. Я поместил камерную по своему определению пьесу «Мороз» в большое пространство, чтобы зрители смогли погрузиться в огромный внутренний мир персонажей, которые переживают невероятную по своей сложности, невероятную по неразрешимости историю».

В «Морозе» (16+) Театра-Театра занято всего пять артистов: Альберт Макаров (тенор), Александр Гончарук и Александр Аверин разыгрывают текст К. Стешика; Дарья Копылова (сопрано) в дуэте с Альбертом Макаровым (тенор) и Анна Иванчина (рояль, кельтская арфа) исполняют музыкальный материал, вплетенный в драматическую ткань спектакля. Зрители, по сути, не видят на сцене привычных персонажей: актеры как будто ничего не разыгрывают, ничего не окрашивают эмоциями, они звучат и двигаются небытово. Это особенное существование стало одним из режиссерских решений, заставляющих зрителей концентрироваться на тексте и прислушиваться к тому, как происходящее отзывается лично у них внутри – в их теле, в мыслях, в чувствах.

«Мороз» (16+) погружает в непривычные гипнотические ощущения. Ирреальную, зыбкую атмосферу стылого пространства создает и текст, и изысканное звучание арфы, и классический реквием, исполняемый на русском и латинском языках, и минималистичный, почти не меняющийся на протяжении действия визуальный ряд. Видео – Петр Марамзин, свет – Евгений Козин, автор костюмов и сценографии – Ольга Шаишмелашвили, которая уже сотрудничала с ТТ как художник по костюмам в спектаклях «Три товарища» и «Катерина Измайлова».

Для художницы Ольги Шаишмелашвили в тексте К. Стешика ценно переосмысление героя античной трагедии, который должен противостоять судьбе и богам:

«Что это такое сегодня, этот пафос – пустой звук или глупость? Два героя, или не совсем героя, ведут ожесточенный спор на грани смерти, и я понимаю логику каждого из них и не знаю, как бы поступила я. Этот выбор, эта борьба удерживает мое внимание на протяжении всей пьесы. Меня вдохновил текст. Буквально при прочтении нарисовалась трехчастная композиция. Мы старались максимально очистить пространство и фигуры людей от быта и адресности, чтобы ничто не мешало поэтике формы. В этом спектакле должно произойти подключение зрительского воображения, погружение».

Многоуровневое пространство дает возможности для умного пластического существования актеров. Причем хореография, придуманная Дамиром Сайрановым, тоже минималистична: растянутые во времени движения, завораживающая статика тоже втягивают зрителей в пространство сюжета, в ситуацию неразрешимой расколотости внутри человека.

В конце июля в ТТ прошло два открытых предпоказа спектакля «Мороз», и новую постановку уже смогли оценить первые зрители. Отзывы дают основание полагать, что премьера получилась глубокой, сильно воздействующей: «Давненько меня не погружало в такие раздумья о жизни, в эти до боли знакомые морозные чувства. Эта работа трогает до глубины души, вызывая размышления о забытых современностью идеалах слова» (Виктор Скокло); «Даже в голове не укладывается, как все смогли продумать до мелочей настолько, что в конце просмотра эмоции переполняли, хотелось рыдать. Столько вкусных нюансов и тонких моментов!» (Анастасия Драгун).

Премьера «Мороз» (16+) – о силе и слабости, о свободе выбора и долге, о страхе и совести, о смерти и желании жить. Это современная драматургия на большой сцене, это пять уникальных артистов, это завораживающая музыка арфы и стильный визуальный минимализм. Это «мороз по коже» от безысходности финала и глубина личных эмоций от просмотра.

В рамках премьерной серии после каждого показа, кроме показа 2 ноября, в фойе театра пройдут открытые обсуждения спектакля с режиссером Борисом Мильграмом.

Константин Стешик (1979 г. р.) – современный белорусский драматург, сценарист, финалист и лауреат известных драматургических фестивалей и конкурсов, таких как «Любимовка», «Ремарка», «Первая читка». В Россию этого автора «привез» Hикoлaй Koлядa: первый драматургический опыт К. Стешика, пьеса «Мужчина – Женщина – Пистолет», прогремел на организованном Koлядoй Международном конкурсе молодых драматургов «Евразия» в 2005 году. С тех пор произведения белорусского драматурга не сходят со сцены: они идут в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Тюмени, Калининграда, Минска, Ростова-на-Дону и др. Кстати, в Перми, в камерном театре «Новая драма» можно увидеть спектакль «Летели качели» по пьесе К. Стешика (режиссер – Марина Оленева, 2019 г.).

Фотографии предоставлены Театром-Театром.

Фотограф – Никита Чунтомов.