​Рейсы, ножницы, тарифы. Пермский аэропорт перешел на зимнее расписание

Авиакомпании скорректировали сетку регулярных рейсов из Перми с переходом на зимнее расписание. В некоторых полетных программах наступила пауза. Рассказываем, куда можно улететь прямыми рейсами прямо сейчас и какие планы по развитию маршрутной сети существуют.

Автор: Регина Бартули

В рамках осенне-зимнего сезона 2024/2025 из Перми будут доступны 20 направлений по России и СНГ, а также три в страны дальнего зарубежья – на курорты Египта, Индии и Таиланда.

Как сообщили в пресс-службе Пермского аэропорта, в зимнем расписании наиболее широко представленным направлением остается Москва. Авиакомпании «Аэрофлот» и «Победа» обеспечат до семи рейсов в день, среди которых шесть будут отправляться в аэропорт Шереметьево, а один – во Внуково. На маршруте в Санкт-Петербург запланированы ежедневные рейсы от авиакомпаний «Россия» и «Победа», а с 25 декабря по 11 января будут введены дополнительные вылеты в северную столицу от компании Smartavia.

Что касается связей с нестоличными регионами, прямые перелеты в Новосибирск раз в неделю выполняет компания S7 Airlines, а «ЮТэйр» – в Тюмень и Когалым. Два рейса в неделю предусмотрены зимним расписанием из Перми в Казань, Красноярск, Махачкалу, Минеральные Воды, Нарьян-Мар, Самару и Сургут. Планируется, что на курортном направлении в Сочи будут выполняться десять рейсов в неделю: пять от «Победы», три от «Аэрофлота» и два дополнительных от «Северного Ветра». Сохраняются полетные программы в Азербайджан (Баку), Армению (Ереван) и Узбекистан (Наманган).

В Министерстве транспорта Пермского края предоставили Business Class статистику пассажиропотока в международном сегменте аэропорта Большое Савино. Так, с 2023 года по 1 июля 2024 года рост на регулярных рейсах составил:
в Баку – в 4,5 раза (с 884 до 3996 пассажиров);
в Ереван – на 47% (с 3490 до 5147 пассажиров);
в Минск – в два раза (с 3658 до 7525 пассажиров);
в Наманган – на 24% (с 6371 до 7889 пассажиров).
На курорты Египта, куда летают чартерные рейсы, пассажиропоток увеличился из Перми в три раза: в Хургаду – с 1676 до 4984 пассажиров, в Шарм-Эль-Шейх – с 2366 до 7301.

В зимнем расписании, которое будет действовать до конца марта 2025 года, отсутствуют вылеты в Волгоград, Минск и Ярославль. Полеты по этим направлениям должны возобновиться весной. Рейсы в Анталью, Красноярск и Уфу из Перми пока доступны только до конца 2024 года, и их возобновление ожидается также в летнем расписании.

В сентябре прекратились полеты в Барнаул и Владикавказ, возвращение последней полетной программы – вопрос открытый.

«Осенью пассажиропоток падает, авиация переходит с летнего расписания на зимнее. Новогодний рост не такой значительный, как в период летних отпусков. Поэтому традиционно часть направлений закрывается, либо снижается частота рейсов на них», – поделился директор АО «Авиакомпания «Геликс» Вадим Балдин.

Выросла ставка рефинансирования. Соответственно, кредиты, которые берут авиакомпании для того, чтобы закрывать кассовые разрывы или покупать какие-то запчасти, стали архидорогими, объясняет сложившуюся ситуацию на рынке авиаперевозок эксперт. «Это тоже сильно влияет на экономику авиакомпаний. Стоимость топлива растет постоянно. При этом регуляторы отрицательно относятся к тому, чтобы авиакомпании поднимали тарифы для пассажиров. Как результат – авиакомпании попадают в «ножницы»: идет «регулирование» тарифов на авиаперевозки, растут расходы в виде ставки по кредитам, сохраняются обязательства индексировать зарплату летному составу в связи с тем, что дорожают продукты в магазинах, а объемы перевозок сокращаются. Общие расходы ложатся на меньшее количество перевезенных пассажиров. Пермский край – не исключение. Аэропорт Большое Савино такой же, как все остальные, в Пермь летают те же авиакомпании, что и по России. Например, S7 сократил свою полетную программу из Перми весной этого года», – пояснил г-н Балдин.

Хочется чего-то нового

В региональном Минтрансе отмечают, что одним из основных направлений развития Пермского края является расширение международной маршрутной сети аэропорта Большое Савино. И министерство в этом активно участвует. В 2022 году ведомство прорабатывало вопрос организации полетов по наиболее привлекательным направлениям с российскими и зарубежными перевозчиками, результатом стало открытие в 2023 году прямых рейсов в Баку российской авиакомпанией «ИрАэро» и в Ереван армянским перевозчиком «Ширак Авиа». Рейсы по данным направлениям планируются и в 2025 году.

Минтранс оказывает содействие авиакомпаниям в получении в Росавиации разрешений на допуск к выполнению полетов, а также в согласовании расписания в Пермском аэропорту, в том числе для зарубежных перевозчиков. «Международные направления исторически осуществляются на коммерческой основе исходя из прогнозируемого пассажиропотока и привлекательности направлений для жителей региона», – отмечают в министерстве. Исключением можно считать маршрут Пермь – Минск, который включен в список субсидируемых региональным правительством.

В Перми стартует отбор авиаперевозчиков на рейс «Пермь – Минск»

В аэропорту Перми фиксируется рост международного пассажиропотока. Если в 2023 году он составил 72 тыс. человек, то за первое полугодие 2024 года показатель достиг отметки 83 тыс. пассажиров. «Наиболее востребованными международными направлениями за этот период стали Анталья, Наманган, Шарм-Эль-Шейх и субсидируемые рейсы в Минск. Открытие прямых направлений в новые города ближнего зарубежья и привлечение новых авиаперевозчиков – сложная, но очень нужная задача», – подчеркнули в ведомстве.

Вадим Балдин, говоря о перспективах развития рынка авиаперевозок, отметил, что в ближайшее время вряд ли стоит ожидать позитивных изменений, так как новые российские суда еще не начали поступать в распоряжение авиакомпаний.

«Ресурс парка в целом сокращается, хотя менеджмент российских авиакомпаний делает все возможное для того, чтобы его поддерживать. Сюда входит и собственное ремонтное производство по двигателям и агрегатам, и поставки запчастей через страны третьего мира. Отрасль движется вперед, хотя делать это становится с каждым годом все сложнее и сложнее», – добавил эксперт.
Направление Авиакомпания Дата окончания полетов Время в пути
Анталья Southwind 26 декабря 2024 года 5 часов 5 минут
Баку «ИрАйро» 25 марта 3 часа 10 минут
Гоа Azur Air 20 марта 6 часов 55 минут
Ереван «Ширак Авиа» 22 октября 3 часа 5 минут
Наманган Uzbekistan Airways 19 октября 3 часа 30 минут
Пхукет Azur Air 25 марта 8 часов 45 минут
Хургада Azur Air 21 марта 6 часов 30 минут
Шарм-эль-Шейх Almasria Airlines 25 марта 5 часов 45 минут
«Уральские авиалинии» 28 марта 6 часов 25 минут

Не все зависит от потока

При формировании списка субсидируемых направлений министерство транспорта ориентируется на пассажиропоток и загрузку самолетов, поэтому в перечень субсидируемых входят самые востребованные у жителей Пермского края маршруты. Об этом свидетельствует средняя наполняемость судов на уровне 60-90%.

На начало 2024 года в список субсидируемых маршрутов было включено 17 региональных направлений из Перми и обратно: Барнаул, Владикавказ, Волгоград, Казань, Калининград, Когалым, Махачкала, Минеральные Воды, Мурманск, Нарьян-Мар, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Сургут, Тюмень, Челябинск, Ярославль, а также международный маршрут Пермь – Минск. Часть полетных программ на сегодняшний день продолжается, другие приостановлены.

В ноябре перечень пополнился новым для Пермского края направлением – в Красноярск. Город, как и Новосибирск, является крупным логистическим хабом. Организация прямых рейсов позволяет пермякам открыть новые направления Дальнего Востока или Юго-Восточной Азии.

В 2025 году Минтранс планирует возобновить полетную программу в Уфу. Направление было востребовано у пермяков в 2023 году, но по техническим причинам авиаперевозчика полетная программа в текущем году была отменена. Пермь и Уфу связывает только автомобильная дорога, поэтому авиационное сообщение актуально для повышения доступности обоих регионов.

Отдельно отметим Владикавказ – это было одним из самых востребованных направлений с большим пассажиропотоком. Загрузка судов в любое время сезона не опускалась ниже 75%, но все же оно было закрыто. «К сожалению, в связи с увеличением протяженности воздушной трассы по этому направлению и техническими ограничениями авиапарка авиакомпании полетная программа по нему завершилась осенью текущего года. Для ее возобновления региональное министерство транспорта совместно с авиакомпаниями прорабатывают различные варианты организации маршрута при поддержке со стороны Пермского края без потерь доступности и комфорта для пассажиров региона. Надеемся, что в 2025 году нам удастся возобновить полеты», – прокомментировали в ведомстве.

Субсидированные рейсы из Перми во Владикавказ в 2024 году выполнялись с мая по сентябрь с частотой два раза в неделю. По маршруту летали самолеты Embraer авиакомпании «Икар». Время в пути составляло от 3 часов 10 минут.

Директор турагентства «Дом солнца» Евгения Друида подтверждает, что рейсы во Владикавказ пользовались повышенным спросом, потому что через город удобно добираться до Грузии: «Самостоятельные путешественники летели до Владикавказа, брали в аренду машину или покупали билеты на рейсовые автобусы, проходили границу и своим ходом путешествовали по Грузии. Пакетные туры покупали в редких случаях. Интересна туристам и сама Северная Осетия – для санаторного и активного отдыха, там прекрасная экскурсионная горная программа. Все северокавказские направления пользуются популярностью как доступная альтернатива Турции, куда цены очень высокие и снижаться не будут. На Кавказ переориентировались туристы, которые путешествуют без детей или с детьми старшего возраста. Это активный вариант отдыха, без системы «все включено», – добавила она.

Ирина Дятлова, директор турагентства «Акапулько», связывает популярность городов Северного Кавказа с их комфортным климатом, природой, традиционной кухней и «прокачкой» направлений для отдыха на государственном уровне. «Сочи уже всем порядком надоел, поэтому те, кто каждый год туда летал, сейчас выбирают Северный Кавказ. Это круглогодичный отдых: летом одни экскурсии, а зимой другие и еще различные горнолыжные курорты. Направление очень яркое, если продолжат его развивать, то оно будет и дальше пользоваться популярностью. Еще один плюс – это доступные цены. Нужно расширять отельную базу, потому что пока мало туроператоров работают в этих городах», – рассказала она.

Направление Авиакомпания Дата последнего рейса Время в пути
Ижевск «ИжАвиа» 18 марта 1 час 10 минут
Казань «ЮВТ Аэро» 26 марта 1 час 25 минут
Nordstar С 18 апреля до 26 сентября 1 час 40 минут
Калининград «Икар» 28 марта 3 часа 55 минут
Когалым Utair 19 сентября 3 часа 10 минут
Красноярск «Россия» 31 декабря 2024 года 3 часа 5 минут
Махачкала «Азимут» 29 марта 2 часа 45 минут
Минеральные Воды «Азимут» 2 февраля 3 часа 30 минут
Москва(Внуково) «Победа» 29 марта 2 часа 20 минут
Москва (Шереметьево) «Победа» 29 марта 2 часа 20 минут
«Аэрофлот» 1 октября 2 часа 15 минут
Нарьян-Мар «РусЛайн» 27 марта 1 час 50 минут
Новосибирск S7 25 октября 2 часа 30 минут
Ноябрьск «ИжАвиа» 17 марта 3 часа 35 минут
Самара «ЮВТ Аэро» 26 марта 1 час 20 минут
Санкт-Петербург «Победа» 2 октября 2 часа 30 минут
«Россия» 28 марта 2 часа 25 минут
Smartavia 25 октября 2 часа 30 минут
Сочи «Победа» 26 сентября 4 часа 10 минут
«Аэрофлот» 29 сентября 3 часа 45 минут
«Икар» 27 декабря 2024 года 3 часа 50 минут
NodWind 8 января 3 часа 55 минут
Сургут Utair 25 октября 3 часа
Тюмень Utair 19 октября 1 час 40 минут
Усинск «ЮВТ Аэро» 26 марта 1 час 40 минут
Уфа «ИжАвиа» 18 декабря 2024 года 1 час 15 минут