Дмитрий Васильевич, вы еще в период подготовки к 300-летию Перми акцентировали внимание на том, как важно и после круглой даты сохранить набранный темп. Это удалось сделать?
– Да, подводя итоги 2024 года, можно констатировать, что он сложился неплохо. Нам удалось продолжить развитие по всем ключевым направлениям. Наверное, все чувствовали и видели рабочую атмосферу, которая царила в городе в предъюбилейный период и отразилась в масштабном обновлении городской среды. На наших глазах и при нашем участии Пермь преобразилась. И мы продолжили и в 2024 году уверенно двигаться вперед по пути создания комфортной городской среды. Чтобы сохранять набранный темп, прежде всего, нужны финансовые ресурсы, нужны грамотно сверстанные планы по отраслям. Мы не случайно принимаем бюджет на три года, не случайно верстаем расходы в программном формате. Это позволяет видеть перспективу, понимать, что будет завтра и послезавтра. Даже несмотря на продолжающиеся объективные сложности в экономике. Естественно, планы могут корректироваться, и в уходящем году без этого тоже не обошлось. Да, где-то возникали определенные сложности, но мы оперативно реагировали и принимали меры.
Наиболее характерный пример – выделение дополнительных средств на ремонт дворов. Город взял на себя решение этой задачи и свои обязательства перед жителями выполнил. Безусловно, огромную поддержку нам обеспечили федеральные и краевые ресурсы, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, который лично курирует реализацию приоритетных инфраструктурных проектов в столице Прикамья. И у нас в результате и по социальному блоку, и по инфраструктуре – дорожному строительству, благоустройству, расселению аварийного жилья и даже по традиционно сложным отраслям транспорта и жилищно-коммунального хозяйства динамика в основном положительная. В целом моя оценка работы в 2024 году – сдержанная, но оптимистическая: заданную планку мы удержали.
Остановимся подробнее на некоторых из перечисленных направлений. Предлагаю начать со сферы образования, куда направляется наиболее значительный объем ресурсов.
– Да, при краевой и федеральной поддержке в этой области каждый год материальная база учреждений улучшается, возводятся корпуса школ. Открылся год введением в строй нового корпуса школы дизайна «Точка» в Мотовилихе, затем открылась еще одна современная школа – «Флагман» по ул. Кронштадтской, 41, также принявшая более тысячи учащихся. У нас строится активно корпус 146-й школы у цирка, заходим в стройку с новым корпусом Инженерной школы на ул. Веденеева, закладываем средства на школу в Индустриальном районе. Так что инфраструктура образования здесь действительно динамично развивается – и это хорошо!
Невозможно не заметить и масштаб дорожного строительства в городе: развязки, путепроводы, мосты и тоннели, новые участки улиц – везде кипит работа.
– В этом году завершены важные этапы крупных краевых строек в городе. Это и новый участок улицы Строителей, и трасса ТР-53 на Садовом с мостом через реку Иву, и путепровод на шоссе Космонавтов. Понятно, что впереди есть еще этапы. Но уже сейчас можно достаточно быстро доехать, например, из Закамска через Красавинский мост до ул. Локомотивной и площади Гайдара, или добраться с Уинской до микрорайона Ива. Люди оценили эти новые дорожные реалии и ждут продолжения. Есть уверенность, что оно обязательно будет в ближайшей перспективе, работы не останавливаются.
Можно продолжить список и уже реализованных проектов: расширено шоссе Космонавтов, нынче отремонтирована по нацпроекту ул. Космонавта Леонова. Завершен трехэтапный капитальный ремонт улицы Сибирской – с установкой обелисков Сибирской заставы около Горьковского сада. И вообще дорожники порадовали – сделали 12 объектов этого года, почти весь план на 2025 год тоже выполнили.
Какие из реализуемых или уже завершенных объектов в других сферах также стоит особо отметить?
– В сфере благоустройства – особое внимание уделяем набережной Камы. Идут работы по ее продлению до «Мотовилихинских заводов», ездили туда с членами Общественного совета при Пермской городской Думе, чтобы на месте оценить перспективы. Кстати, в ходе этого же выезда увидели спорткомплекс «Энергия», отстроенный на месте заброшенного многие годы стадиона. Объект получился суперсовременным даже на уровне региона, и сейчас там пермяки могут заниматься. А, допустим, для жителей микрорайона Вышка II ближе и доступнее бассейн по ул. Гашкова, 20а, для горожан м/р Светлый – капитально обновленный манеж «Спартак», это все объекты нынешнего года. Будем и дальше развивать сеть спортивных сооружений в разных районах Перми, улучшать уже имеющиеся и строить новые. В бюджет на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов заложили средства на строительство бассейна на Гайве, реконструируем бассейны в образовательных учреждениях.
Спорт без границ. В Пермском крае появился первый фиджитал-центрНаша городская среда должна быть благоприятной во всех смыслах, в том числе и в экологическом. И здесь особую роль играет проект «Зеленое кольцо». Надо поддерживать статус самого зеленого города России. Сейчас 65 % площади Перми занято зелеными насаждениями, и необходимо вкладываться в их содержание и полноценное использование в интересах жителей. Работы в долинах рек Егошиха и Данилиха продолжаются, в Черняевском лесу – подходят к завершению. А уже в 2025 году начнем благоустраивать места отдыха у Мотовилихинского пруда, скверов по ул. Восстания и ул. Трясолобова, бульвара по ул. Запорожской.
И вернусь к теме дворов: по городской программе в этом году удалось привести в порядок 114 дворов, еще 50 по нацпроекту. Вместе с депутатами контролировали качество, отслеживал ход работ у себя в округе: установили 5 детских площадок и по семи адресам организовали асфальтирование. Плюс смежная сфера – контейнерные площадки нового образца. Девять таких оборудовали в моем округе, а в целом по городу сделали порядка 80 таких объектов. Будем здесь разбираться отдельно с качеством и количеством поступающих заявок, потому что год показал наличие определенных проблем.
К традиционно непростым сферам вы отнесли транспорт. Какие задачи здесь решаются сейчас – по прошествии нескольких лет после реформы отрасли?
– Напомню, в 2020 году средний возраст автобусов в Перми составлял порядка 15 лет. В рейтинге городов России по качеству общественного транспорта (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) мы были на девятом месте. С 2021 года Пермь в нем лидирует. Острота вопроса качества и количества подвижного состава снята, здесь транспортная реформа однозначно сработала.
Регулировали в течение года точечные моменты, с ноября снизили цену проездного для школьников, на ноябрьской же пленарке в Думе приняли решение о проведении конкурсов профмастерства водителей. В отрасли ощущается кадровый дефицит, что отрицательно сказывается на соблюдении графиков движения. По итогам сформируем ТОП-100 водителей, которые получат по сто тысяч рублей. Еще ряд мер поддержки находится на рассмотрении. Недавно в Пермь прибыли первые восемь автобусов повышенной вместимости, администрация планирует после обкатки и всей необходимой подготовки направить их на маршруты.
– Как оцениваете состояние дел в сфере ЖКХ?
Мы с депутатами ввели в систему регулярные встречи с ресурсоснабжающими организациями – ПАО «Т Плюс» и «Новогор-Прикамье» на думской площадке, сами в этом году выезжали на очистные сооружения и оценивали мощности тепловиков. Серьезных усилий требует модернизация сетевого хозяйства, там большие объемы работ. Тем не менее, наши партнеры по концессионным соглашениям средства в ремонт и строительство инфраструктуры вкладывают и даже готовы корректировать по итогам нашего общения инвестпрограмму – и это дает свои позитивные результаты, тех же аварий становится год от года меньше.
В 2024 году Пермская городская Дума отметила 30-летие. Какие приоритеты в работе остаются неизменными, а какие актуальны именно сейчас?
– Ценность депутатского корпуса в том, что он всегда на связи со своими избирателями. Эта постоянная часть работы, благодаря которой предложения и пожелания, наказы жителей включаются в общегородскую повестку и могут воплотиться в жизнь. Не теряет своего значения контрольная функция Думы, это касается в приоритетном порядке рациональности и эффективности расходования бюджетных средств, работы администрации с городским имуществом и землями, выполнения социальных обязательств. Каждый депутат сегодня участвует в принятии ключевых решений и документов и контролирует их исполнение. И мы стараемся при этом соблюдать баланс общественных интересов.
Среди приоритетных направлений именно для седьмого созыва Пермской городской Думы назову два. Первое – это дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления. Сейчас реализуем проект с критериями эффективности ТОС, чтобы поддержать самых успешных и стимулировать остальных. Второе – реализация приоритетных районных проектов. Дума вместе с администрацией стояла у истоков этой идеи, мы ранжировали и анализировали предложения пермяков и в результате вышли на конкретные количественные и качественные показатели. Работа по воплощению проектов началась, она не быстрая, но планируем еще в рамках действия полномочий нашего созыва выйти на результаты. И держим эту тему, как говорится, на особом контроле.