Реклама. АО «Микрофинансовая компания Пермского края». Erid: 2SDnjdTwXUY
Газета
  1. Газета
 05 сентября 2005, 00:00  

Оранжевый флот

Пермские речники требуют налоговых льгот и бюджетных дотаций. Бывший директор «Камской судоходной компании» считает протесты необоснованными.
Пермские речники требуют налоговых льгот и бюджетных дотаций. Бывший директор «Камской судоходной компании» считает протесты необоснованными.

29 августа в Перми началась серия пикетов представителей межрегионального независимого профсоюза работников речного и морского транспорта ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство». Митинги, проходящие под лозунгом «Сохраним речной флот на Каме», переодевшиеся в оранжевые жилеты и кепки речники провели у здания речного вокзала. Как заявляют организаторы и участники акции, они выступают «против политики планомерного уничтожения речного транспорта». Наблюдатели связывают активность сотрудников КРП с борьбой вокруг «Дома Мешкова».

Неподъемная ноша. Участ­ники митингов (планируется, что они продлятся до 7 сентября) заявляют, что справиться со своими проблемами без поддержки властей они не в состоянии. Рост цен на топливо, старение материальной базы, упадок судоремонт­ных предприятий — все это, по мнению митингующих, ведет к тому, что Пермь рискует остаться без речного транспорта, уже сейчас бывшие некогда символами города быстроходные «Метеоры» сняты с работы.
Как говорят работники речного флота, для поддержания жизнеспособности им в первую  очередь необходимы налоговые льготы.

Людмила Севостьянова, член совета директоров Камского речного пароходства:
— Речные предприятия имеют возможность зарабатывать только пять месяцев в году. До 2002 года налог на имущество составлял 1% от его стоимости. Затем указом губернатора ставка была повышена до 2,2%, то есть сезонный характер речных предприятий не стал учитываться. Получается, что речники платят налог на имущество вдвое больше по сравнению с другими предприятиями Пермской области.

Не устраивает речников и изменение налогового законодательства. В соответствии с ним до 1 января предприятия обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды или собственности. При этом в пределах водоохранных зон приобретение в собственность земли запрещено. Учитывая факт, что деятельность речных предприятий происходит непосредственно в водоохранной зоне, речники должны будут выплачивать аренду, стоимость которой во много раз превышает земельный налог. Как заявила Людмила Севостьянова, такая перспектива окажется неподъемной для речной отрасли Прикамья. И если ранее речные предприятия были освобождены и от аренды, и от земельного налога, то теперь льгота отменена.
Финансовый директор ООО «Камская судовая компания» Александр Шуклин полагает, что при более мягкой налоговой политике у пароходства есть вполне реальный шанс изменить свое положение: «В администрации речной бизнес считают нерентабельным из-за больших расходов на ремонт и содержание судов. Да, капитальный ремонт грузового судна стоит 2-3 миллиона рублей, пассажирского — 1,5-2, но эти затраты окупаются через 2 года. И если судоходство не душить налогами, оно вполне способно приносить прибыль». Как известно, законодательство не предусматривает никаких льгот для сезонных предприятий.  
Еще одним поводом для недовольства послужило изъятие и дальнейшая передача под торговые помещения здания речного вокзала, на ремонт которого (как заявляют в КРП) в течение последних 2-х лет ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» израсходовало более 34 миллионов рублей. В настоящий момент представители пароходства заявляют, что готовы выкупить здание у государства или взять его в аренду, после чего завершить ремонт за свой счет.

Борьба за дом. Бывший генеральный директор «Камской судоходной компании», а также «Управляющей камской судоходной компании» Виктор Сельков в интервью корреспонденту «bc» заявил, что правильнее говорить не о «произволе властей», а о «произволе собственников»: «Сегодняшнее плачевное состояние речного флота — это последствия запланированного развала отрасли. В конце 2001 года я стал свидетелем необоснованных денежных переводов на ремонт судов, реально принадлежащих офшорным компаниям. Инициатором переводов был Михаил Антонов, председатель совета директоров ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство». Тогда же «Управляющая камская судоходная компания» перестали отчислять в бюджет налоги, несмотря на то что прибыль, приносимая бизнесом, могла покрывать все расходы. Не желая участвовать в преднамеренном банкротстве компании, я подал заявление об отставке».
После признания банкротом «Управляющей камской судоходной компании» у организации была изъята лицензия на право пользования недрами. 5 дорогостоящих специализированных установок по добыче гравия была сдана в аренду. По информации «bc», в настоящий момент в аренде находится значительная доля судов речных компаний Прикамья. Так, крупные пассажирские теплоходы камского пассажирского флота «Федор Гладков», «Александр Фадеев» и «Павел Бажов» теперь эксплуатируются компаниями «Охотник», «Кубань» и «Спутник». По данным экспертов, средняя арендная ставка грузовых кораблей — 300 долларов в сутки, причем выплачивается она круглый год. По договору арендатор берет на себя все ремонтные и эксплуатационные расходы. Таким образом, чистый доход арендодателя составляет около 110 тыс. долларов в год с одного объекта. Аренда трехпалубных пассажирских судов стоит 410 у. е. в сутки, а в одном только холдинге КРП около 300 судов различного уровня.
Как полагает Виктор Сельков, камский речной флот вполне способен справиться с финансовыми проблемами: «Лозунги митингующих речников впору применять не столько  в сторону администрации, сколько в адрес собственников. Вина властей в теперешней  ситуации только в попустительстве планомерному развалу мощной и прибыльной отрасли».
Один из экспертов «bc» заявил, что выступления против «политики планомерного уничтожения речного транспорта» вряд ли можно назвать борьбой с произволом властей, собеседник «bc» видит в этом лишь акцию, направленную на сохранение за КРП зданий речного вокзала и речного пароходства, известного еще как дом Мешкова.