Завершился очередной этап работы над мастер-планом Перми. Голландцы переходят к детальной разработке отдельных проектов, работа будет вестись совместно с пермскими архитекторами.
Минувшая неделя в администрации Перми была посвящена обсуждению мастер-плана города, разрабатываемого архитекторами и проектировщиками голландской компании KCAP. Этот документ ляжет в основу Генерального плана Перми. Вместе с тем, по словам главы города Игоря Шубина, концепция рассчитана на срок до 2050 года и выходит за рамки Генерального плана.
Европейские консультанты не впервые представляют наработки по мастер-плану, во время двух первых приездов они познакомили со своими предложениями власти Перми и Пермского края, депутатов городской думы, представителей бизнеса. В ходе третьего визита участие в дискуссии приняли архитекторы, инвесторы, руководители компаний, обеспечивающих развитие инфраструктуры города. Игорь Шубин отметил, что во время последней презентации предложения KCAP относительно того, каким образом должна развиваться Пермь, были освещены наиболее полно и широко.
По итогам недельной работы было сформулировано окончательное решение по ряду ключевых вопросов. Одним из основных моментов мастер-плана было предложение специалистов KCAP по преобразованию городских оврагов в парковые зоны. Вместе с тем пермские архитекторы напомнили, что ранее от градостроителей звучало предложение, не потерявшее свою актуальность и на сегодняшний день, о преобразовании этих территорий в транспортные магистрали. Архитекторы в целом одобрили идею голландцев относительно того, что овраги должны стать рекреационной зоной. Но, по словам Игоря Шубина, высказали мнение, что не стоит загонять себя в угол и останавливаться только на одном варианте. Было принято решение сохранить возможность в случае необходимости решения локальных транспортных проблем использовать эти территории для строительства развязок.
«Все остальные предложения разработчиков мастер-плана приняли единодушно, хотя они и прошли через дискуссионный строй, – отметил руководитель автономного некоммерческого учреждения «Бюро городских проектов» Андрей Головин.
В ходе недельной встречи было также утверждено, каким образом следует развивать территорию Камской Долины. Изучив ситуацию, западные проектировщики предложили пермякам отказаться от дальнейшего освоения правого берега Камы, поскольку это может вызвать отток населения из центра города. «Камская долина будет развиваться с учетом существующей индивидуальной застройки, наличия предприятий дорожного сервиса и ранее запланированных проектов, таких как строительство медицинского кластера. В дальнейшем там возможно размещение футбольных полей, спортивных сооружений, аквапарка», – пояснил градоначальник.
Еще одним достижением последнего визита стало завершение дебатов по поводу строительства третьего моста через Каму.
Игорь Шубин:
– Я считаю, необходимо закрыть тему, нужен мост или нет, поскольку это противоречит здравой логике. Мост однозначно необходим. Задача проектировщиков – определить, в каком месте его лучше всего построить.
Решение по этому вопросу голландские специалисты изложат в апреле одновременно с представлением наработок по транспортной схеме.
Помимо этого в ходе встреч специалистам KCAP был дан ряд поручений. Предложения экспертов по этим вопросам также ожидается услышать во время следующего их визита.
Игорь Шубин неоднократно заявлял, что обустройство городской набережной считает приоритетным проектом. По словам Райнера Хессе, представителя финской компании Poyry, работающей в Перми совместно с голландскими партнерами, набережная обладает большим потенциалом и должна стать очень важным местом Перми. Для этого необходимо «открыть набережную городу», сделав менее густыми зеленые насаждения, а также решив проблему с железнодорожной веткой. Но, кроме вариантов решения данного вопроса, эксперты должны предусмотреть возможности обустройства правого берега Камы.
Власти также рассчитывают увидеть в апреле конкретные предложения западных специалистов по решению транспортной проблемы и экологическую составляющую проекта. Помимо этого в течение двух ближайших месяцев голландцы будут заниматься разработкой «правил игры» для строительства в городе высотных зданий, определением площадок, где и какой этажности необходимо размещать высотки.
Помимо мастер-плана специалисты КСАР также займутся разработкой проектов, находящихся в компетенции краевых властей, в частности застройкой территории психиатрической больницы, вопросами реконструкции театра оперы и балета.
В ходе итоговой пресс-конференции, посвященной наработкам KCAP, Игорь Шубин подчеркнул, что архитектурное сообщество Перми высказало заинтересованность в работе голландцев и выразило готовность оказать помощь при подготовке мастер-плана. На прошлой неделе была создана комиссия по работе над Генеральным планом, в состав которой вошли пермские архитекторы, депутаты городской думы. Этот орган будет наиболее тесно сотрудничать с западными проектировщиками. «Мы договорились, что без местных архитекторов и дизайнеров эта работа нереальна», – отметил градоначальник. Голландские проектировщики также заявили, что открыты для предложений и критики со стороны общественности.
Кейс Кристиаансэ, руководитель КСАР:
– Мы не работаем по принципу: разработать мастер-план и выдать его городу. Напротив, компания делает акцент на том, чтобы постоянно вовлекать общественность в диалог: мы разговариваем с жителями Перми, с бизнесменами, градостроительным советом. Вся та критика, которая поступает по ходу работы, находит свое отражение в мастер-плане.
Отвечая на вопросы журналистов о том, учитывает ли концепция Перми экономическое развития города, Кейс Кристиаансэ отметил, что преимущество разработанного ими проекта заключается в отсутствии привязки к какому-либо прогнозу по изменению экономической ситуации в Перми. Это позволяет ему гибко реагировать на непредвиденные обстоятельства и те изменения, которые происходят в стране и в обществе.
«Среди наших идей не было ничего абсолютно неожиданного, все предложения основываются на существующей ситуации и предполагают максимальное использование потенциала Перми», – отметил руководитель проекта в Перми Олаф Герсон.
Игорь Шубин также заметил, что голландцы очень бережно и «чрезвычайно трепетно» относятся к особенностям застройки Перми и при работе над концепцией приоритет отдают городской среде.