Политика
  1. Политика
 31 августа 2009, 13:20  

Дешевый креатив

Дешевый креатив
Политтехнологи отмечают тенденцию снижения избирательных фондов кандидатов на грядущих муниципальных выборах. Пока экономить получается на лишнем.

Пермские политологи отмечают тенденцию изменения стратегии избирательных штабов кандидатов на предстоящих 11 октября выборах. Главная причина сокращения бюджетов кампаний, по мнению специалистов, – экономическая ситуация. По словам политолога Олега Борисенко, количество компаний и финансовых групп, готовых финансово поддерживать своих протеже, существенно сократилось. В связи с этим кандидаты на ведение избирательной кампании вынуждены тратить собственные денежные средства. Но, по словам креативного директора консалтингового центра «Площадь круга» Валерии Пегушиной, необходимость кандидатов в финансовых средствах не является такой острой, как ранее. «Избирательные кампании становятся дешевле: типографии, рекламные агентства, некоторые СМИ снизили цены. Недорогие технологии стали еще дешевле, чем ранее, а представители дорогих готовы обсуждать вопрос финансирования», – рассказывает г-жа Пегушина. Иного мнения придерживается директор Пермского филиала по исследованию политических институтов и процессов Института философии и права УрО РАН Олег Подвинцев. Он считает, что у избирательных штабов уже сложились определенная структура и объем затрат, а это уменьшает возможности ужать бюджет кампании.
Олег Подвинцев:
– Вероятен отказ от лишних расходов в ходе ведения кандидата. Ранее бюджеты кампаний оказывались завышенными, а проведение многих мероприятий в итоге оказывались бесполезными. Сейчас клиенты более взвешенно подходят к тратам и раскрутить клиента на необоснованные расходы практически невозможно.
Как рассказывает глава Российской ассоциации политических консультантов Алексей Швайгерт, существенно сократилось время на подготовку к выборам. «Если ранее кандидаты позволяли себе «высаживать» команду на территории за шесть месяцев, то сейчас обычная практика – блицкриг в 1,5–2 месяца. Соответственно финансирование команды существенно изменилось», – рассказывает эксперт. Эту позицию поддерживает политолог Вячеслав Белобородов, отмечающий, что 30–40 % в структуре затрат кандидата составляют расходы на оплату труда агитаторов. «Сократить их вряд ли удастся, ведь расценки на этом рынке год от года растут: работа в этой части избирательной команды становится все сложнее – все труднее становится убедить людей прийти на выборы и проголосовать за того или иного кандидата, ведь существенных изменений от смены власти избиратели по большому счету не ощущают», – полагает политолог. Главный плюс в новом подходе формирования бюджетов г-н Белобородов видит в оздоровлении расходов на предвыборную кампанию. «В былые времена они достигали таких сумм, что избиратели прямым текстом предлагали: дайте нам те деньги, что вы потратили на агитацию – и мы проголосуем за кого надо», – говорит эксперт.
По мнению Валерии Пегушиной, «сорить деньгами» на выборах депутатов Земского собрания района, округ которых в среднем составляет 2,5 тысячи избирателей, стратегически неверно.
Валерия Пегушина:
– Стоимость избирательной кампании в Земское собрание варьируется от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей. Самый экономичный вариант – кандидату лично обойти округ.
По мнению эксперта, если кандидата в меньшей степени интересует результат или преследуются иные цели, то можно «сэкономить и на технологах». Стоимость избирательной кампании также зависит от конкурентной ситуации. «Наличие серьезных соперников может означать, что потребуется на порядок больший бюджет», – говорит г-жа Пегушина. На расходы кандидатов влияет и ценность мандата. «Если избравшиеся депутаты, согласно Уставу, избирают главу района, то стоимость каждого депутатского места существенно выше», – заключает эксперт. По подсчетам Олега Подвинцева, в случае борьбы за депутатский мандат в Земские собрания в Пермском и Кизеловском районах фонд кандиадата может доходить до 1 млн рублей, при отсутствии конкуренции – несколько сотен тысяч рублей.
По оценкам Алексей Швайгерта, выборы главы Краснокамского района, где около 57 тысяч избирателей, в среднем могут обойтись в 5–8,5 млн рублей. «В зависимости от стартовых условий и позиций претендента, конкурентности кампании, «разбросанности» территории, противодействия оппонентов необходимо потратить от 90 до 150 рублей на каждого избирателя. Если же реальной конкуренции не будет, выборы могут быть «выиграны» просто за счет административного ресурса», – полагает эксперт. Как полагает Олег Подвинцев, борьба за пост главы Краснокамского района может обойтись в не менее 10 млн рублей. Прежде всего ввиду того, что сложилась напряженная ситуация и присутствует острая борьба между несколькими соперниками. «Это, конечно, больше западных стандартов, согласно которым на одного избирателя обычно приходится 1 доллар», – заключил политолог.
Как рассказывает Валерия Пегушина, в избирательной практике Пермского края стоимость избирательных кампаний по выборам главы района находится в интервале от 100 тыс. рублей до 5–6 млн рублей. «На мой взгляд, в условиях кризиса эти цифры могут уменьшаться на 20–25 %», – предполагает политтехнолог.
В связи с уменьшением средств на ведение избирательных кампаний присутствует необходимость в поиске новых способов продвижения кандидатов. По мнению Валерии Пегушиной, вероятен отказ от технологий, требующих больших затрат. Кроме этого консультанты говорят о рациональном использовании финансовых средств.
Алексей Швайгерт:
– Основной упор будет сделан не столько на сами технологии, сколько на практику их осмысленного применения в нужный момент, под необходимым углом и с соответствующими акцентами. Именно тут раскрывается талант политконсультанта и его команды, который невозможно скопировать.
Новым веянием осенней избирательной кампании, по словам эксперта, может стать сбор подписей (весной 2009 года Государственная Дума РФ отменила регистрацию кандидатов на основе избирательного залога), ибо некачественный сбор данных может стать поводом для снятия.

Все новости компаний