27 мая уголовная коллегия краевого суда отказала в удовлетворении кассационной жалобы на решение Орджоникидзевского суда в отношении Ильи Кудрявцева, которому инкриминируют хищение и перевозку 2 тонн сырья для производства амфетамина. Обвиняемый оставлен под арестом. В тот же день к нему присоединился в СИЗО еще один бывший свидетель по этому делу – 65-летний Александр Возжаев.
Напомним, руководителю ООО «Урал-Химтемпром» Илье Кудрявцеву было предъявлено обвинение по двум статьям УК РФ: ч. 4 ст. 159 (мошенничество) и ч. 2 ст. 228 (незаконный оборот наркотиков или психотропных веществ). Ему грозит до 20 лет лишения свободы.
Совместно с ООО «Химтехпром», возглавляемом Александром Возжаевым, компания Ильи Кудрявцева занималась реализацией продукции ООО НПП «Тривектр». По данным следствия, в феврале 2008 года «Химтехпром» продал партию 1-фенил-2-пропанон, он же бензилметилкетон (БМК), ООО «Форус», директором котрого является Дмитрий Абашин. Дмитрий Абашин попытался контрабандой вывезти БМК за границу, но товар был изъят и возвращен «Химтехпрому» на ответственное хранение. Прошлой осенью Пыталовский суд Псковской области признал директора ООО «Форус» виновным в контрабанде и одновременно постановил: БМК вернуть собственнику, то есть ООО «Форус». 29 апреля 2010 года в Пермь прибыл представитель «Форуса» Андрей Лукьянов. Для доставки груза он нанял Константина Четина, водителя с собственной машиной. 30 апреля продукт был отгружен. Документы на отгрузку продукции подписал Илья Кудрявцев. А через неделю Дмитрий Абашин заявил, что доверенности Андрею Лукьянову не выдавал и товар не получил.
5 мая вступило с силу постановление правительства РФ, которым это вещество было признано психотропным. В тот же день с целью инвентаризации и изъятия психотропного вещества БМК у ООО НПП «Тривектр» и ООО «Химтехпром», в соответствии с распоряжением начальника УФСКН РФ по Пермскому краю, был осуществлен осмотр производственных и складских помещений указанных юридических лиц В ходе проверки было установлено, что психотропного вещества БМК в наличии нет.
Психотропному скандалу УФСКН по Пермскому краю 26 мая посвятило отдельную пресс-конференцию. Специалисты наркоконтроля заявили: за 4 года «Тривектр» произвел 46 тонн БМК, и весь этот объем ушел в страны Европы.
– Как мы установили, БМК абсолютно нигде не применяется в российской промышленности, – прокомментировал Андрей Иванов, заместитель начальника пермского Госнаркоконтроля. – Специалисты выяснили, что из этого вещества изготавливают амфетамин. Из тонны БМК получается около 900 кг синтетического дурмана. Около двух тонн психотропного сырья просто исчезло. Сейчас мы их ищем, подключили милицию, но следов пока нет.
Но некоторые моменты в краевом УФСКН не прокомментировали, считает представитель Ильи Кудрявцева. Например, то, что БМК в Перми много лет производили и реализовали под пристальным наблюдением УФСКН. До 5 мая это вещество вообще не считалось психотропным. 30 апреля это был просто растворитель, отгруженный законному владельцу по решению суда после ответственного хранения.
Адвокат Ильи Кудрявцева Татьяна Андреева считает, что уголовное дело возбуждено незаконно и необоснованно:
– Сотрудникам наркоконтроля представлены все документы о происхождении груза, решение суда о его возврате собственнику, документы об ответхранении и на отгрузку.
5 мая составлен протокол о том, что на территории пермских фирм вещество не обнаружено. А если продукта нет, то и уголовное дело не может быть возбуждено: невозможно провести экспертизу и определить, что это за вещество, в каком количестве обнаружено. Абашина признали потерпевшим. А что у него похищено? Психотропное вещество, которое уже исключено из гражданского оборота как имущество. Абашин имеет непогашенную судимость – за попытку контрабандного вывоза за границу именно этого груза. Что в этой ситуации собирается делать краевое УФСКН? Найти передать Абашину 1896 кг психотропного вещества?
Кроме того, на данный момент выпадают из дела как минимум два фигуранта: Андрей Лукьянов, получивший 30 апреля почти 2 тонны БМК, и водитель Четин, который по его поручению вывез груз за пределы Пермского края. Четин дал показания, подтвержденные билингом: его машину по указанию Андрея Лукьянова разгрузили в Туле, груз увезли в направлении Москвы. Однако и Четин, и Лукьянов исчезли, в данный момент их местонахождение неизвестно.
После пропажи БМК начальник пермского Госнаркоконтроля Юрий Ганьжин и руководитель СУ ФСКН по Пермскому краю Александр Попов на месяц отстранены от занимаемых должностей.