Как сообщили «bc» в Министерстве транспорта Пермского края, ведомство надеется, что в ближайшее время ОАО «Пермская пригородная компания» и ООО «Пермский экспресс» подпишут договоры с ОАО «РЖД» об аренде подвижного состава с экипажами. Если этого не произойдет, то пригородные перевозки могут прекратиться.
В Минтрансе поясняют, что отсутствие заключенных договоров между перевозчиками и ОАО «РЖД» на аренду подвижного состава дает последней право отозвать свои поезда. Следовательно, ни ОАО «Пермская пригородная компания», ни ООО «Пермский экспресс» не получат лицензию, так как не будут иметь в своем распоряжении вагоны для перевозки пассажиров, и Пермский край также не сможет заключить с ними договор.
«На рынке отсутствуют другие операторы, предоставляющие моторо-вагонный подвижной состав в аренду. Приобретение нового подвижного состава в короткие сроки невозможно, так как заводы – производители электричек не в состоянии произвести электропоезд ранее, чем через 6 месяцев, тем более стоимость одного такого поезда колеблется от 100 до 150 млн рублей», – говорится в официальном ответе Минтранса на ответ «bc».
Кроме того, до конца 2011 года между пермскими перевозчиками и ОАО «РЖД» должен быть заключен договор на использование инфраструктуры (станций, депо и прочее). Если такой документ останется неподписанным, Пермская пригородная компания и «Пермский экспресс» также не смогут осуществлять перевозки в пригородном сообщении.
В Минтрансе утверждают, что пермские перевозчики обратились в ОАО «РЖД» с просьбой о заключении данного договора еще в декабре 2010 года. «Учитывая то, что предоставление инфраструктуры является деятельностью естественной монополии, а тарифы на данный вид услуги регулирует Федеральная служба по тарифам России, то ОАО «РЖД» обязано заключить с перевозчиками данные договоры. Камнем преткновения является отсутствие в данном договоре санкций к владельцу инфраструктуры за опоздание поездов. На введении этого пункта настаивает Пермский край, являющийся акционером ОАО «Пермская пригородная компания», – поясняют в Министерстве транспорта.
Недовольны в крае и тарифной политикой РЖД. Как пишет в своем блоге на Wordpress.com начальник отдела железнодорожного транспорта и связи Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края Евгений Гомола, фактически пригородные компании осуществляют продажу билетов на проезд. «Владельцем подвижного состава остается ОАО «РЖД», которое диктует условия по сдаче в аренду подвижного состава, где проходить ТО, ТР и капитальный ремонт, чьи локомотивные бригады должны обслуживать перевозчиков. В общем объеме себестоимости затраты пригородных компаний на услуги ОАО «РЖД» колеблются от 75–80 %. В 2011 году ОАО «РЖД» повысило тарифы на 30–3000 %», – отмечает г-н Гомола.
В ОАО «РЖД», по данным Минтранса, повышение тарифов объясняется тем, что ранее они считались неправильно и не учитывались все затраты. «Пермский край обратился в Пермский УФАС России с заявлением о проведении проверки тарифов на услуги ОАО «РЖД» и определении причин их роста», – сообщили «bc» в региональном Министерстве транспорта.
Руководитель Пермского УФАС Дмитрий Махонин рассказал корреспонденту «bc», что на данный момент идет изучение поступивших от краевых властей документов, затем планируется направить запрос в ОАО «РЖД» с целью выяснения причин повышения цен, и уже после этого будет решаться вопрос об обоснованности тарифов.
К сожалению, в ОАО «РЖД» не смогли оперативно прокомментировать сложившуюся ситуацию, и на сегодняшний день компания готовит ответ на запрос «bc».
С начала 2011 года ОАО «РЖД» не осуществляет деятельность по перевозке грузов, пассажиров в дальнем следовании и пригородном сообщении. В 2010 году создано ОАО «Вторая грузовая компания», которому передан весь оставшийся у ОАО «РЖД» приватный парк грузовых вагонов после создания ОАО «Первая грузовая компания». Функции по перевозке пассажиров в дальнем следовании переданы Федеральной пассажирской компании.