Первой премьерой стала реконструкция «Балета Евгения Панфилова», поставленного в 1998 году.
Балет «Времена года» — это сложное философское размышление о жизни и смерти человека. Музыкальной основой спектакля стала музыка из самого знаменитого цикла Антонио Вивальди «Времена года». Хореограф сравнил четыре времени года с этапами жизни женщины — от детства и юности до зрелости, увядания и смерти. Казалось бы, для нестандартных балерин — материал неподъемный, но маэстро всегда учитывал их артистичность, которая во многих моментах успешно заменяет хореографическую точность. Особенно это заметно в последней части балета, рассказывающей о старости и смерти, где хореограф нашел для своих толстых артисток удивительные пластические решения, выражающие отчаяние и тщетность борьбы с неизбежным.
Балет «Времена года» Евгений Панфилов поставил в то время, когда труппа «Балета толстых» находилась на пике формы. И тем, кто видел прошлый вариант, сразу стало заметно, какая большая работа предстоит нынешнему составу по восстановлению и развитию того наследия, что оставил основатель этого уникального коллектива.
Премьерную постановку «Времен года» труппа станцевала чисто, но как-то по-ученически, слишком старательно. Премьерное ли волнение тому виной или пиетет перед образом автора, но балерины были скованы, и зрителям не хватило того азарта и бешеного драйва, который присущ лучшим выступлениям «Балета толстых».
Здесь можно было бы загрустить, но оказалось, что все это у артисток есть — и творческая энергия, и желание «завести» зал. И все это они продемонстрировали во втором премьерном спектакле «Шкатулочка», который поставил для «Балета толстых» Алексей Расторгуев.
«Шкатулочка есть у каждой женщины. Раньше там хранили письма от любимых, сейчас — украшения. Шкатулочка для меня — это символ женственности и женской сути», — рассказывает хореограф Алексей Расторгуев.
На сцену Алексей Расторгуев вывел сразу семь балерин, все они — ипостаси одной и той же женщины. Почему именно семь? Хореограф объяснил свое решение так:«Человечество знает 7 смертных грехов: гордыня, уныние, зависть, гнев, сребролюбие, блуд и чревоугодие. И все они в той или иной мере присутствуют в каждой женщине».
Прежде чем упрекать хореографа в мужском шовинизме, стоит посмотреть балет — уж очень хороши эти семь смертных грехов, появившиеся из открытой шкатулочки, словно из ящика Пандоры. Собственно балет представляет собой набор дивертисментов, поставленных для семи солисток. У каждой свой выход, свой номер, своя музыка, но на сцене все находятся вместе. Неформатные балерины в «Шкатулочке» выступают скорее как характерные актрисы, нежели танцовщицы, но это и дает основание говорить о создании ими полноценных сценических образов. Особенно ярко выступили Светлана Чазова в роли «Гордыни» и Екатерина Юркова в роли «Гнева». Заостренность образов подчеркивали и костюмы, выполненные в эстетике бурлеска или кафешантана, — длинные юбки с кринолинами ярких цветов, цилиндры, подвязки. Музыкальным оформлением стали современные песни западных композиторов, с помощью которых постановщик иногда подсказывал зрителям, кого они видят на сцене. Так «Сребролюбие» выступало под известную песню «Мани, мани...» из фильма «Кабаре».
Отдельных слов заслуживает световое оформление спектаклей. В «Шкатулочке» художник по свету Алексей Хорошев буквально дорисовывает светом замысел хореографа. Особенно эффектна сцена в конце спектакля, когда под световыми лучами вдруг блекнут яркие краски кринолинов, и балерины приобретают вид фарфоровых фигурок, медленно кружащихся на крышке музыкальной шкатулки.
Сразу две премьеры «Балета толстых» говорят о том, что самый удивительный пермский театр преодолел кризис и вслед за основной труппой «Балета Евгения Панфилова» уверенно смотрит в будущее, обещая как и прежде радовать пермяков новыми работами.